Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

интересов и инициативы; наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска —детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения», просто трудных и проблемных детей; повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного про­ цесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагоги- ческой компенсации трудностей развития. — У современного ребенка объем долговременной памяти на­ много больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество инфор­ мации за короткий промежуток времени. — Вместе с тем мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Так, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одно­ временно несколько признаков предметов, однако не сможет объяс­ нить, почему он так сделал. Если это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться. Это, в свою очередь, связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями. — Для жизнедеятельности современных детей характерны воспитание в окружении взрослых и ограниченность общения со сверстниками. Безусловно, дети имеют возможность общаться со сверстниками в детском саду, на прогулках, но в свободное время дома ребенок чаще всего предоставлен сам себе, особенно в нукле- арной, в том числе и благополучной, семье. — Серьезной потерей для социализации ребенка является разрушение давней российской традиции добрососедства, когда дружили домами и квартирами. Сейчас, когда семьи, живущие в одном дворе или подъезде, держатся обособленно, у детей нет естественной среды общения, дворовых игр. Исчезновение дво­ ровой игры как культурного феномена привело к тому, что дети стали испытывать затруднения в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, как следствие, в приобретении навыков эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации. — Современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, вследствие чего у них снижено вни­ мание, они не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать. — В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста уча­ стились случаи заикания нелогопедического характера, когда ре­ бенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает как следствие 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz