Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

использующих гаджеты (в 2019 г. таких детей было около 30%, а в 2022-м — около 90%), при этом в редких случаях нормируется время и осознанно выбирается контент». Марьяна Безруких отмечает, что использование гаджетов не только детьми, но и родителями отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Как показали исследования Института возрастной физиологии, время использования гаджетов родителями коррелирует с показа­ телями речевого развития детей 4 - 5 лет: чем больше времени ро ­ дители погружены в гаджеты, тем ниже показатели речевого ра з­ вития их детей. «Сохраняется и большой индивидуальный разброс всех показа­ телей развития, и несовпадение у многих детей показателей био­ логического и паспортного возраста. По-прежнему в 6,5 года далеко не все дети готовы к систематическому обучению в школе. На мой взгляд, жесткие требования современной школы по силам лишь 2 0 - 30% детей 6,5 года. Поэтому я не советую родителям торопиться в школу», — заключает академикК Продолжая обзор теоретических исследований изменяющегося ребенка в изменяющемся мире, мы обратили внимание на иссле­ дование А.А. Буданцевой, в выводах которого акцентируется вни­ мание на следующих его психофизиологических характеристиках2: — Резко возросшая информированность детей вызывает по­ вышенную потребность к восприятию этой, зачастую ненужной, неструктурированной с точки зрения психофизиологических воз­ можностей ребенка, информации. — В отличие от детей прошлого века, у современного ребенка с момента рождения начинает функционировать смысловое вос­ приятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность к восприятию инфор­ мации заставляет постоянно искать возможности ее удовлетво­ рения. И если ребенок не получает необходимой «порции» ин­ формационной энергии, то начинает проявлять агрессию или не­ довольство. — Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных 1 См.: Отличаются ли современные дети от своих сверстников 20-30 лет назад / / Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2023/6/15/ vop ro s_o tvet/23041 -o tlichayu tsya_ Ii_ sov rem ennye_deti_o t_ svo ih_ sverstnikov_20_30_let_nazad. 2 См.: Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания / / Пе­ дагогика и психология образования. 2012. № 1. С. 21-28. URL: https : // cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rebenok-novyy-tip-soznaniya. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz