Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
• В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, про блемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических за болеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10-15%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. А приблизительно у 20% детей на блюдаются минимальные мозговые дисфункции. • Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает ко личественно преобладать такая категория детей, которую по ней- ропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». Психологические проблемы наблю даются здесь на уровне собственно: а) клинических форм нару шений, б) пограничных состояний, в) субнормативных вариантов развития. • Имеется значительное число детей с ограниченными воз можностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (оли гофрения) отмечается у 22,5%, а дисгармоническое развитие (психопатии) —у 26,5%. • Увеличивается категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, — лидеры, и дети — «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, —художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом. • Отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с се рединой 90-х гг., но и с началом нового столетия. Так, начиная с 2007 г. на первый план выдвигаются интеллектуальные (первое место), волевые (второе место) и соматические (третье место) ценностные ориентации. Образованность в их понимании, настойчивость, решитель ность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хо рошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нрав ственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопережи вать —занимают последние места в этой иерархии1. Тревожный вывод из исследования группы Д.И. Фельдштейна о количественном возрастании такой категории детей, которую 1 См.: Мухаметзянова Ф.Г., Степанова К.И. Размышления о новых поколе ниях обучающихся и особенности поколения Альфа в глобальном обра зовании / / Глобальная экономика и образование. 2021. № 2. С. 42-50. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-novyh-pokoleniyah- obuchayuschihsya-i-osobennosti-pokoleniya-alfa-v-globalnom-obrazovanii. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz