Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

• Неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несфор- мированности определенных мозговых структур ребенка, от­ ветственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности —как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника —является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными. Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% са­ мостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно аг­ рессивный характер. • Особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Экранная зави­ симость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способ­ ность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. • Обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной ком­ петентности. • Все больше становится детей с эмоциональными проб­ лемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому ощущающих свою беспомощность. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно нега­ тивные события, ведет к накоплению отрицательного эмоцио­ нального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. • Тенденция к прогрессивному снижению темпов продоль­ ного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz