Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

• Влияние цифровизации сказывается на расширении, и з ­ менении, дополнении и совершенствовании высших психических функций такого ученика (мышление, память, внимание): — становление и развитие нового, упрощенного типа мыш­ ления — «клипового» — затрудняет понимание контекста, причин и следствий явлений; — предпочтение отдается визуально-вербальным образам; — на развитие памяти оказывает свое влияние «эффект Google»: зачем запоминать, когда можно найти в интернете; — сокращается продолжительность концентрации внимания, и, как следствие, колличественный рост гиперактивных детей, что суще­ ственным образом сказывается на учебной дисциплине во время урока; — «иллюзия многозадачности » (той самой, которая еще от­ носительно недавно называлась как безусловное достоинство «зумеров»): платой за такую «многозадачность» становятся рас­ сеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. • Отрицательные эмоциональные переживания, порождаемые интернет-контентом, что негативно сказывается на образова­ тельной динамике « сетевой » личности: — психологический стресс; — развитие девиантного поведения; — деформация морально-нравственной основы поведения и эмо­ ционально-волевой сферы; — сложности формирования идентичности: следование чужим привлекательным образам и моделям поведения, транслируемым в Сети и разделяемым значимыми для подростка группами сверст­ ников, затрудняет формирование собственной идентичности; — негативное влияние на психосексуальное развитие; — развитие интернет-зависимого поведения. Информация к размышлению В приведенном выше перечне некоторых психологических и по­ веденческих характеристик современных школьников тезис о том, что интернет-зависимость формирует у «сетевых» личностей деви­ антное поведение и деформирует морально-нравственные основы поведения, вызывает неоднозначную реакцию у представителей этого поколения. Однако общественность все чаще бьет тревогу, когда сами же «зумеры» и Альфа выкладывают в Сеть видеосви­ детельства роста подростковой жестокости и других форм соб­ ственного асоциального поведения. Исследуя проблему жестокости среди молодого поколения, Станислав Исхаков пишет: «На протяжении последних лет рос­ сийская молодежь проявляет особую жестокость и агрессию по отношению к сверстникам и окружающим людям в обществе. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz