Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Представляемый ниже текст — это попытка поиска ответа на следующие вопросы: — Каковы основные психологические и физиологические особенности современного школьника, которые определяют необходимость в изменении школьного образования? — Чем они отличаются от своих сверстников предыдущих поколений? — Являются ли эти отличия вызовами школе и учителю при проектировании и организации образовательного процесса на целевом, содержательном, инструментально-технологиче ском и контрольно-оценочном уровнях? 5.1. ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ (ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ) Сегодня в общеобразовательных организациях (школах, гимна зиях, лицеях) обучаются дети 2007-2014 гг. рождения. В соответствии с одной из теории поколений (их существует несколько)1эти дети относятся к там называемому поколению Z (они же «зумеры» ) и поколению Альфа. К этому необходимо доба вить, что школе приходится вступать в самое активное взаимодей ствие с родителями этих детей, которые в соответствии с этой же теорией относятся к так называемым миллениалам. И хотя концепция теорий поколений в различных своих содер жательных аспектах (недостаток точных данных, субъективизм в трактовке статистических данных, периодизация и др.) и вызы вает жесткую критику многих представителей научного сообщества, но некоторые ее положения и выводы активно используют в своей работе не только педагоги, но и маркетологи и менеджеры пред приятий и организаций, принимающих на работу выпускников. Теория поколений со строго научной точки зрения таковой (теорией) не является. Это скорее концепция, которая помогает нам лучше понять различия между определенными группами людей и их влияние на общество. Но в связи со сложившимся сте реотипом и чтобы не вносить путаницы в читательское восприятие, в дальнейшем мы будем использовать этот термин —теория поко лений. На самом деле этих «теорий» существует несколько; их авторы строят свои классификацию поколений по различным критериям. Кто-то опирается на событийные или институциональные циклы. 1 См.: Зубко Д.В., Клюев Ю.В. Теория поколений в фокусе ценностей: к во просу целесообразности применения поколенческой концепции при стра тегическом планировании / / Мир науки. Социология, филология, культу рология. 2022. Т. 13. № 3. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/02SCSK322.pdf. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz