Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

к самому себе как к ученику сообразно тем ценностям образо­ вания, которые складываются в семье. Так, дети, родители которых не разделяют ценности и цели обра­ зования (обучения и воспитания), которые складываются в школе и определяются документами, регламентирующими ее деятель­ ность, часто имеют более слабую мотивацию к выполнению акаде­ мических задач и участию в классных и школьных воспитательных мероприятиях. Отношение к себе как к ученику в значительной мере также определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его роди­ телей, —поддержание престижа, послушание и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка —то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой са­ мооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успевае­ мости, который складывается в начале обучения1. Резюме В процессе взаимодействия образовательной организации и семьи на современном этапе главными проблемами являются: 1. Подорванное доверие родителей к школе, что выражается, во-первых, в конфликтах, в которые вступают родители, не удов­ летворенные тем, как организован образовательно-воспитательный процесс в конкретной образовательной организации, а во-вторых, в том, что все большее число родителей предпочитают отдавать детей в престижные гимназии, элитные лицеи, авторские школы или переводить на домашнее и семейное обучение. 2. «Закрытость» школы для родителей, многие из которых часто не знакомы или имеют слабое представление о целях общего школьного образования, об образовательной программе, которую реализует школа, где учится их ребенок, о содержании воспитания и обучения, об уставе школы, о правилах, которые в ней действуют и которые обязательны для всех, кто в ней учится и работает. 3. Родители часто не отдают себе отчета в том, что их ребенок учится в государственном образовательной организации, а его учитель — «государственный» человек, выполняющий свои слу­ жебные обязанности в соответствии с Профессиональным стан­ 1 См.: Ересько П.В. Формирование самооценки школьника в процессе контроля знаний, умений, навыков: автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.01. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2004. 23 с. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz