Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
И.Е. Емельянова и Ю.Д. Хасанова в своей работе «Современный ребенок на пороге школьной жизни»1представили результаты ис следования причин психологической неготовности детей к школь ному типу обучения, их зависимости от различных типы взаимоот ношений с родителями. Проведенное исследование показало, что психологическая готовность детей к обучению в школе зависит от целого ряда факторов семейного воспитания: • эмоциональное принятие и поддержка ребенка в семье, • уровень удовлетворения его познавательных потребностей , • эмпатия, • признание самоценности личности ребенка и его права на выбор самостоятельного пути развития, • разумная и адекватная система санкций и поощрений р е бенка. Ряд психологических исследований показывает связь между определенным типом родительского отношения и конкретными ха рактеристиками личности ребенка. Так, неблагополучие ребенка в семье способствуют эмоциональному дискомфорту, возникно вению неврозов, тревожности, страхов, агрессивности, форми рованию заниженной самооценки, замкнутости. Дисгармоничными стилями воспитания в семье, влияющими на нарушения в семейном воспитании и на формирование лич ностных качеств детей, являются2: • гипопротекция, • гиперпротекция, • перфекционизм, • противоречивое воспитание, • воспитание по типу повышенной моральной ответствен ности, гиперсоциализирующее воспитание, • жестокое обращение с ребенком, воспитание в культе бо лезни. В семье закладывается не только психологическая готовность (неготовность) ребенка к школьному обучению на когнитивном и поведенческом уровнях, но и само отношение к школе, к учению, 1 См.: Емельянова И.Е., Хасанова Ю.Д. Современный ребенок на пороге школьной жизни / сост. С.В. Портье, Л.Ю. Манекина, С.В. Мачинская [и др.] / / Современный ребенок: какой он? Материалы всероссийского на учно-педагогического форума. Челябинск: МБУ ДПО УМЦ, 2018. С. 12-17. 2 См.: ЦирингДА., Пономарева И.В., Евстафеева Е.А., Эвнина К.Ю. Нарушения в родительских стилях воспитания, повышающие риск формирования раз личных типов личностной беспомощности у подростков / / АНИ: педаго гика и психология. 2015. № 4 (13). С. 129-131. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/narusheniya-v-roditelskih-stilyah-vospitaniya-povyshayuschie- risk-formirovaniya-razlichnyh-tipov-lichnostnoy-bespomoschnosti-u. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz