Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Отказ от традиционной системы образования, по их мнению, приведет к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоци­ ацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуж­ дения граждан1. *** Исследование, проведенное в 2019 г. А.Н. Поздняковой, ставило своей целью анализ особенностей и уровня взаимодействия семьи и школы, основных проблем в системе совместной деятельности педагогов и родителей. На основе изучения процесса взаимодействия семьи и школы по выбранным критериям и показателям автор выделила три уровня такого взаимодействия: • низкий (конфликтный) уровень характеризуется однонаправ­ ленным общением — чаще от школы к семье, что способствует возникновению конфликтных ситуаций и затрудняет решение воз­ никающих проблем. У педагогов низкий уровень включенности и субъективной оценки процесса взаимодействия. У родителей слабая включенность во взаимодействие на фоне общего отрица­ тельного отношения к школе. Участники либо максимально отстра­ няются, либо проявляют конфликтность во взаимодействии, часто требуется помощь специалистов; • средний (нормативный) уровень можно определить по внешне заданным целям и мотивам взаимодействия у педагогов и роди­ телей, которые позволяют конструктивно разрешать большинство возникающих проблем. В большей степени взаимодействие призна­ ется успешным и результативным на фоне нейтральных взаимных отношений; • высокий уровень (сотрудничество) определяется по высокой субъективной оценке педагогами и родителями, наличию двусто­ ронней активности и высокой включенности субъектов во взаи­ модействие на основе общих целей и действий, в общении преобла­ дают сближающие интеракционные чувства. На основании полученных результатов Т.Н. Поздняковой был определен преобладающий средний (нормативный) уровень взаимодействия семьи и школы (44,9%), низкий уровень выявлен в 16,7% случаев, в 38,4% —высокий уровень взаимодействия семьи и школы2. 1 См.: Illich I. After deschooling, what? London: Writers a. readers publ. cooperative. 1981. 54 c. 2 См.: Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в совре­ менной образовательной практике / / Мир науки. Педагогика и психо­ логия, 2019. № 5. С. 27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy- vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz