Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

расплачиваться за постиндустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге —к гибели общества.1 *** Если кризис традиционной семьи отнести к внешним проблемам- вызовам отечественной системе школьного образования, то произ­ водной от нее становится проблема взаимодействия семьи и школы. В традиционных педагогических практиках опора на семейный опыт, традиции и влияние семьи всегда составляла основу класси­ ческих систем образования и воспитания. Наличие братьев и сестер, взаимодействие с которыми преодо­ левало инфантилизм и социальную изоляцию, бабушек и дедушек, реализовывавших воспитательные функции и приобщавших ре­ бенка к труду и памяти прошлых поколений, устои и жизненный путь членов семьи, ее история в нескольких поколениях нередко становились основой для выбора направлений образования, про­ фессиональной деятельности. В складывающихся условиях школа уже не может оперировать традиционными практиками взаимодействия с семьей. С другой стороны, рост численности детей на домашнем обучении (вне зави­ симости от уровня благосостояния) показывает, что родители стали меньше доверять школе, как и школа —родителям. «Учим дома!»- —мнение родителей (из книги «Для чего нужна школа в XX I веке»2)-. В России за последние четыре года число детей, которые учатся в экстернате или вообще находятся на домашнем обучении, вы­ росло в десять раз —с 10 ОООдо 100 ООО. Родители, выбравшие для детей домашнее образование, говорят, что их дети ни разу не выразили желания вернуться в школу: • «Мои дети обучались вне школы — старший сын с восьмого класса (сейчас он поступил в вуз), младшая проучилась в школе два с половиной года, а потом мне пришлось ее забрать. У Насти оказа­ лась аллергия на школу. Из-за дислексии были плохие оценки по рус ­ скому языку и страх, что учитель будет ругать. Все это вылилось в нейродермит и аллергический ринит. Школа должна “подстраи­ ваться”под таких детей, демонстрировать индивидуальный подход, но на практике такой возможности у учебного заведения нет». 1 См.: Тишкевич О.В. Кризис семьи в современном обществе / / Образо­ вательная социальная сеть nsportal.ru . URL: https://nsportal.ru/blog/ shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2013/07/22/krizis-semi-v-sovremennom- obshchestve. 2 См.: Левитес Д.Г. Для чего нужна школа в XXI веке: практико-ориентиро- ванная монография / / Народное образование. М.: Школьные технологии. 2020. 160 с. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz