Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

нения скучных обязанностей. Это та же самая “мышца ”, которая требуется для обучения в школе. Дети правят миром. “Мой сын не любит овощи”. “Ей не нра­ вится рано ложиться спать”. “Он не любит завтракать”. “Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете”. “Он не хочет одеваться сам”. “Она ленится есть сама”. Это то, что я постоянно слышу от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Как мы помогаем нашим детям, если даем им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них? Они учатся, что могут делать все, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия — “надо делать”, уравновешива­ ющие или сводящие на нет многие воспитательные усилия *** Вернемся к характеристике факторов, ограничивающих се­ мейное воспитание в трактовке И. Кона: 6. Многочисленные и совершенно не изученные компенса­ торные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия. Например, ре­ бенок имеет перед собой хороший родительский пример, но не вы­ рабатывает у себя соответствующих навыков, так как семья в них не нуждаются, родители все делают сами2. 4.3. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ШКОЛОЙ Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере со­ временного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризис выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к семейным ценностям. Отсутствие у многих родителей осознанного отношения к своей роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспи­ тания, закономерностях психического и физического развития ребенка —вот неполный перечень причин, которые отрицательно влияют на стабильность современной семьи и полноценное ста­ новление личности ребенка, усиливают эмоциональную напряжен­ ность в семье, отрицательно сказываются на физическом, психиче­ ском и интеллектуальном развитии ребенка. 1 См.: Эбехард Д. Дети у власти: как мы растим маленьких тиранов, которые управляют нами / пер. с англ. В.В. Черепанова. - М.: Э, 2017. 298 с. 2 См.: Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz