Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
российской гражданской идентичности у подрастающего поко ления, которое декларируется ФГОСом как один из результатов школьного образования и которое начинается в семье. Идентичность (англ. identity) — это: • свойство психики человека выражать то, как он пред ставляет себе свою принадлежность к различным соци альным, национальным, профессиональным, языковым, поли тическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям • или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Если рассматривать идентичность как сопричастность, т.е. осо знание себя как части нечто большего, чем ты сам (семьи, рода, классного или школьного сообщества, класса школы, страны, в которой ты родился и растешь), то самым первым и самым ор ганичным для формирования такого восприятия себя и своего окружения для ребенка, подростка юноши, девушки становится его семья. С самых ранних лет ребенку, а потом подростку необходимо ненавязчиво, но настойчиво помогать приходить сперва к эмо циональному восприятию, а потом к осмыслению и осознанию того факта, что все, что происходит в твоей семье, и хорошее, и дурное, —это все твоя история, твоя жизнь. И плохие реалии жизни этого сообщества и «темные» страницы его истории, которые ты воспринимаешь со стыдом и болью, как и все доброе и светлое, что в нем происходило и происходит, что является предметом твоей гордости и что влияет на твое становление как личности, —это все твоя жизнь и твоя история, и ты сам —часть этой жизни и этой истории (со-причастность, идентичность). То же самое происходит и в твоем классе, в твоей школе, в твоей стране, если они действительно твои и ты не отделяешь себя от них. Так ученики элитных школ (например, школы Лиги плюща) гордятся принадлежностью к этому школьному сооб ществу, несмотря на то, что за годы своего ученичества в ней испы тали немало трудностей и даже унижений. Теоретический анализ феноменов российская гражданская иден тичность и гражданская идентичность (а это не одно и то же!) не входит в задачу этой работы, но легко обнаруживается на эм пирическом уровне в разговорах и поведении школьников, как и в произведениях отечественной художественной литературы и кинематографе. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz