Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

российской гражданской идентичности у подрастающего поко­ ления, которое декларируется ФГОСом как один из результатов школьного образования и которое начинается в семье. Идентичность (англ. identity) — это: • свойство психики человека выражать то, как он пред­ ставляет себе свою принадлежность к различным соци­ альным, национальным, профессиональным, языковым, поли­ тическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям • или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Если рассматривать идентичность как сопричастность, т.е. осо­ знание себя как части нечто большего, чем ты сам (семьи, рода, классного или школьного сообщества, класса школы, страны, в которой ты родился и растешь), то самым первым и самым ор­ ганичным для формирования такого восприятия себя и своего окружения для ребенка, подростка юноши, девушки становится его семья. С самых ранних лет ребенку, а потом подростку необходимо ненавязчиво, но настойчиво помогать приходить сперва к эмо­ циональному восприятию, а потом к осмыслению и осознанию того факта, что все, что происходит в твоей семье, и хорошее, и дурное, —это все твоя история, твоя жизнь. И плохие реалии жизни этого сообщества и «темные» страницы его истории, которые ты воспринимаешь со стыдом и болью, как и все доброе и светлое, что в нем происходило и происходит, что является предметом твоей гордости и что влияет на твое становление как личности, —это все твоя жизнь и твоя история, и ты сам —часть этой жизни и этой истории (со-причастность, идентичность). То же самое происходит и в твоем классе, в твоей школе, в твоей стране, если они действительно твои и ты не отделяешь себя от них. Так ученики элитных школ (например, школы Лиги плюща) гордятся принадлежностью к этому школьному сооб­ ществу, несмотря на то, что за годы своего ученичества в ней испы­ тали немало трудностей и даже унижений. Теоретический анализ феноменов российская гражданская иден­ тичность и гражданская идентичность (а это не одно и то же!) не входит в задачу этой работы, но легко обнаруживается на эм­ пирическом уровне в разговорах и поведении школьников, как и в произведениях отечественной художественной литературы и кинематографе. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz