Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

ности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, по­ веденческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Суще­ ственную роль в этом процессе семья продолжает играть и на по­ следующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­ лучных и неблагополучных семьях, доходит до 20 баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении чело­ веком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, опре­ деляющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи ста­ новится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Роди­ тели, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские кон­ фликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмо­ циональную связь. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтни­ ческих отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, без­ различие или осуждение сказываются на притязаниях человека, по­ могают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адап­ тироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого»1. Сегодня этот перечень может и должен быть дополнен еще одним аспектом семейной социализации, а именно формирование 1 См.: Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Academia. 2005. 198 с. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz