Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Однако очень часто обсуждение проблем современного школь­ ного образования как отправной точки предстоящего нововведения сталкивается с разногласиями различных субъектов школьного образования (родители, ученики, учителя, высшая школа, рынок труда, общество, государство...) относительно как самого факта су­ ществования этих проблем, так и их актуальности и ранжирования. Анализ результатов социологических исследований, а также теоретических исследований ученых, занимающихся проблемами школьного образования, позволил выявить некоторые взаимо­ связи и таксономическую соподчиненность этих многочисленных проблем: Внешние проблемы (глобальные тенденции): — глобализация как взаимозависимость и взаимопроникно­ вение экономик и обществ, захватывающая все сферы человеческой жизни; — рост населения и миграция, а вместе с ними увеличение ко­ личества людей, включающихся в производство, но при этом не об­ ладающих элементарной и функциональной грамотностью; — стремительное и плохо прогнозируемое развитие рынка труда, исчезновение одних профессий и появление новых; — цифровизация как тенденция развития современного об­ щества; — кризис традиционной семьи; — изменение характеристик и динамики развития совре­ менного ребенка. Производные проблемы (последствия внешних драйверов): — глобализация образования (угрозы и риски); — цифровизация образования (ограничения и риски); — проблемы взаимодействия семьи и школы; — обновления содержания общего образования, связанные с изменениями на рынке труда; — проблемы организации школьного обучения в связи с из­ менениями характеристик и динамики развития современного ре- бенка-ученика. Внутренние проблемы, которые связаны с функционированием и развитием традиционной (трансляционной) модели обучения: • проблемы управления; • возрастание объема информации, подлежащей усвоению в процессе обучения, приводящее к школьным перегрузкам и, как следствие, —к росту дидактогенных заболеваний; • предметно-дисциплинарная модель обучения, приводящая к раздробленному, фрагментарному усвоению содержания общего 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz