Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
94 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС Но как бы ни относиться к самой идее компетентностного подхода к модернизации содер жания школьного образования, абсурд ситуации в том, что эти декларации о необходимости формирования компетентно стей сталкиваются с невоз можностью их реализации в сегодняшней школе. — ФГОС не содержат четкого перечня универсальных компе тентностей. Нет преемственно сти между уровнями образова ния. — Модель компетентностей в стандарте подготовки педагогов не состыкована со стандартом общего образования. — Определение и оценка ком петентностей на уровне школы остаётся «ритуальным» действи ем для формального соблюдения требований стандарта. — Учителя не считают навыки XXI века своей задачей. Роди тели ждут от школы только зна ний и оценок. * * * И, наконец, третий ответ на вопрос, чему учить сегодняшне го школьника, и что, кроме фундаментальных знаний и универ сальных компетентностей, о которых говорилось выше, следу ет включать в содержание общего образования — это система ценностных ориентиров, которые определяют мотивы деятель ности, выбор моделей поведения и жизненных сценариев наших подрастающих детей. Глобализация образования: ближайшие перспективы В области образовательной политики • О п р е д е л е н и е р е з у л ь т а т о в о б р а з о в а н и я н е в т е р м и н а х о с в а и в а е м о г о м а т е р и а л а , а в т е р м и н а х г о т о в н о с т и в ы п у с к н и к о в ш к о л ы р е ш а т ь р е а л ь н ы е з а д а ч и (предметные компетентности!) • в к л ю ч е н и е в о ж и д а е м ы е результаты образования н е т о л ь к о п р е д м е т н ы х к о м п е т е н т н о с т е й , н о и универсальных ( м е т а п р е д м е т н ы х ) , а т а к ж е личностных характеристик ( ц е н н о с т е й , установок) . Глобализация образования: . j ближайшие перспективы Вобласти конструирования образовательных программ • Р а з в и т и е универсальных компетентностей в п л е т е н о в о с в о е н и е предметного знания; э т о н е о т д е л ь н а я зада ч а , а о с о б е н н о с т ь у ч е б н о г о п р о ц е с с а ( хотя м о г у т б ы т ь и с п е ц и а л ь н ы е т р е н и н г и , к у р с ы - «метапрвдметы») • Итоговая аттестация в к л ю ч а е т о ц е н к у универсальных компетентностей І Глобализация образования: ближайшие перспективы Вобласти педагогических практик J®OKyc не из деятельности учителя п о п р е д с т а в л е н и ю нового у ч е б н о го м а т е р и а л а (instruction, teaching), а н а стимулировании собственнойучебнойдеятельности школьника (learning} „ ІСозаание мотивирующем образовательнойсреды п р и н ц и п «ученик — владелец процесса,учитель— наставник») -Юбучение через исследование (inquiry-based learning) у ч е н и к ( один и л и в м е с т е с д р у г и м и уч е н и к а м и ) ут о чняет задачу, и щ е т и н ф о р м а ц и ю п р е д с т а в л я е т результат ф о р м у л и р у е т к р и т е р и и j о ц е н к и и в м е с т е с у ч и т е л е м оц е н и в а е т у с п е ш н о с т ь в ы п о л н е н и я Iз а д а ч и ■ j '/ ч е о н ы е з а д а ч и и у ч е б н ы й о п ы т р е л е в а н т н ы реальному опыту ученика, актуальны для него
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz