Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

92 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС 4.3. Чему учить сегодняшнего школьника? Теперь, опираясь на знание этих реальностей, в которых функционирует и развивается современная школа, вновь воз­ вратимся к вопросу: чему мы можем и должны учить ЭТОГО школьника, чтобы он был успешен в ЭТОМ мире после выхо­ да из школы? В кругу людей, определяющих стратегию (стратегии?!) модер­ низации отечественного образования, доминируют два, прямо противоположных ответа на этот вопрос. Первый заключается в необходимости формирования фун­ даментальных знаний (основные теории и концепции естест­ веннонаучного и математического образования), которые могут стать фундаментом единой целостной научной картины мира в сознании школьника как предпосылки формирования его науч­ ного мировоззрения. Это мировоззрение хотя и является про­ лонгируемым результатом обучения, с трудом подвергаемом любым квалиметрическим измерениям, тем не менее и есть тот самый личностный (и социальный!) результат образования. Именно он позволяет не только уберечь выпускника школы от любых мракобесных и ментально чужеродных заблужде­ ний, но позволяет воспринимать новые знания из различных областей науки и междисциплинарных исследований, тем самым обновляя и достраивая собственную научную картину мира на основе поступающей новой информации. Второй подход, компетентностный, являясь сугубо при­ кладным, ориентирует школу на необходимость формирования у выпускника так называемых предметных и ключевых компе­ тентностей (не путать с компетенцией!). Компетенция — круг задач (полномочий), которые ставит перед человеком жизнь, профессия («В компетенцию завуча вхо­ дит...») Компетентность — - интегральное качество личности, опи­ сывающее её готовность к решению этих задач. Иначе говоря, компетенция — это характеристика ме­ ста, а компетентность — это характеристика лица. Если я ищу хирурга для предстоящей сложной операции, то для меня не имеет значения, какие отметки у него были на втором кур­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz