Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 91 9. Неразвитость тонкой моторики руки. 10. Недостаточная социальная компетентность младших школьников при одновременном росте агрессивности при решении конфликтных ситуаций. 11. У подростков фиксируются изменения ценностных ори­ ентаций. На первый план выдвигаются интеллектуальные волевые и соматические ценностные ориентации. Эмо­ ционально-нравственные и нравственные ценности (чуткость, терпимость, умение сопереживать) зани­ мают в этой иерархии последние места. Кроме перечисленных выше психологических изменений фиксируется целый ряд и морфофизиологические изменений в развитии человека (секулярные тренды). Среди основных обращает на себя внимание такой секуляр- ный тренд, как астенизация. Она выражается в увеличении по­ пуляции людей астенического типа. Процесс астенизации идёт необычайно быстрыми темпами: если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30-35%, то среди юно­ шей и подростков —уже около 40%, а среди дошкольников и де­ тей младшего школьного возраста — около 50%! Другим направлением преобразований в популяции Ношо- sapiens является замедление скорости биологического развития, включая как период первого —предростового скачка, так и сро­ ков полового созревания, — явление, названное деселерацией, или ретардацией развития. Последняя эпохальная тенденция, или секулярный тренд, который можно обнаружить в популяции человека, может быть обозначен как андрогиния. Она заключается в частичном сгла­ живании половых различий или полового диморфизма. Инте­ ресно отметить, что тенденция к андрогинии сопровождается сменой эстетического идеала, который, в свою очередь, оказыва­ ет влияние на моду57. 57 Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических ис­ следований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его разви­ тия // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образова­ ния и науки Российской Федерации. — 2010. — № 4. — С. 20-32.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz