Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 8 7 * * * Если перемены, происходящие в мире, заметны, что назы вается, невооружённым глазом, то перемены в развитии совре менного ребёнка не столь заметны на обыденном уровне и выяв ляются только в серьёзных психологических и социологических исследованиях. Так кто он — сегодняшний школьник? Иногда я спрашиваю знакомых учителей: если сегодня я при ду в школу учителем, узнаю ли «своих» учеников? Ответы бывают совершенно противоположны, начиная от «Да, конечно, узнаете! Д ети во все времена остаются детьми» и заканчивая «Нет, это совершенно другие дети! По сравнению с вашими учениками двадцатилетней давности это — инопла нетяне!» От такой «эмпирики» обратимся к серьёзным научным иссле дованиям. В качестве основных источников для поиска ответа на этот вопрос нами были выбраны: • выводы авторов и разработчиков «Теории поколений»; ■ исследования Психологического института РАО под ру ководством академика Д.И. Фельдштейна, касающиеся ха рактеристик и динамики развития современного ребёнка; ■ а также результаты социологических исследований цен ностей российской молодёжи. Если следовать классификации авторов Теории поколений (6), то сегодня мы имеем дело с «поколением Z». Это подростки в возрасте от 14 до 19 лет, кото рые сменяют сегодня так на зываемое поколение Милле ниума (MillenialGeneration), то есть родившихся в период между 1980 и 2000 гг. Исходя из собственного опыта работы, прокоммен тируем некоторые характе ристики этой возрастной группы, как их фиксируют современные педагоги, социологи и психологи, придерживаю щиеся основных выводов «Теории поколений». Теория поколений (Уильям Штраус и Нил Хау-1991г)- поколенческие циклы и повторяющиеся модели поведения ' Исследования Психологического института РАО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz