Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 73 вующими оценочными шкалами, а также присутствием в жизни ученика специально подготовленных профессионалов, которые, собственно, и отвечают либо за усвоение учебного содержания, либо за успешность формирования заданного Образа. Во втором случае образование — непрерывная линия раз­ вития человека от рождения до старости. Человек, в течении жизни проходя через поле культуры, впитывает (воспитание) и взращивает в себе только то содержание, которое по своей при­ роде может и хочет усваивать. И успехи в таком образовании фиксируются не сравнением с другими людьми, а только с ним самим — вчерашним, сегодняшним, завтрашним. Учителями, не преподавателями, а педагогами («пайдос» — дитя, «гогос» — вести) «ведущими по жизни», могут выступать книги, музыка, природа, субкультуры, социальные сети, близкое и дальнее окружение, т.е. сама жизнь. Ночной разговор с незна­ комым попутчиком в купе поезда может перевернуть всю твою жизнь! Откровенная беседа на большой перемене с однокурсни­ ком или с преподавателем может стать неожиданным толчком к личностному росту занятий или переосмыслению давно сло­ жившихся взглядов и убеждений, гораздо более значимых, чем четыре пары, проведенные в учебных аудиториях. Жизнь постоянно показывает тебе «полуоткрытые двери» и посылает значимых для тебя людей. Важно самому быть от­ крытым и внимательным, чтобы не пропустить ни эту «дверь», ни этого человека, которых посылает тебе Судьба! Ни одна из описанных выше моделей образования в «чи­ стом» виде никогда и нигде не существовала и тем более не мо­ жет быть реализована в массовой школе сегодня. Так, прямая «трансляция знаний» зашла в тупик вследст­ вие нарастающего по экспоненте объема новой информации: школьные перегрузки давно стали «общим местом» в обсужде­ нии проблем сегодняшней школы, многие знания устаревают до того, как выпускник может ими воспользоваться, и сама необхо­ димость усвоения того, что никогда в жизни не пригодится, все чаще сталкивается с различными формами протеста учеников. Формирование Образа как общественно-педагогического идеала невозможно ввиду его полного отсутствия на современ­ ном этапе развития общества и государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz