Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 69 Таким образом, трансляция социокультурного опыта ста новилась не смыслом, не сущностью Образования и не целью функционирования системы образования, а лишь механизмом реализации и средством для достижения иной цели —формиро вания заданного извне Типа личности. Когда-то эти портреты пионеров героев висели в каждой школе, и любой ученик этой школы мог рассказать о подвиге, ко торый совершил его ровесник на той войне. Таков был общест- венно-педагогический идеал в те предвоенные годы. Наверное, именно т а кой тип образования имел в виду «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, когда говорил, что Германия по бедила во франко-прусской войне благодаря немецкому учителю. И именно о таком учи теле, так понимающем своё профессиональное предназначение в школе, писал английский премьер-министр Уинстон Черчилль, утверждая, что школьный учитель обладает властью, о которой премьер-министр мо жет только мечтать. В «смутные» переходные времена, когда государство и обще ство, находясь на переломе своего развития, не могли сформули ровать и предложить школе этот идеал, эта функция реализовы валась преимущественно в закрытых учебных заведениях. Сегодня подобная модель образования не может быть реа лизована в отечественной школе ввиду отсутствия консоли дированного общественно-педагогического идеала, который задавался бы обществом школе как модель её выпускника. Иде ология в сегодняшней школе запрещена законом! И в этих усло виях, как показывают социологические исследования последних лет, говорить о воспитании патриота, гражданина своего отече ства становится крайне затруднительным. Воспитание «квалифицированного потребителя», которое бывший министр образования объявил целью отечественной школы, не только вызвало бурю возмущений в педагогическом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz