Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

66 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС не только предметными, но и метапредметньіми умениями, которые нужны любому образованному человеку независимо от профессии. Если до того как приступить к выполнению лабораторной и практической работы по физике, химии или биологии погово­ рить с ребятами о том, что, собирая электрическую цепь, де­ лая микропрепарат или получая вещество в лаборатории, они на самом деле овладевают универсальными навыками исследова­ тельской деятельности (выявлять противоречия, находить и формулировать проблему исследования, определять его предмет и объект, формулировать гипотезу, разрабатывать (самостоя­ тельно!) план эксперимента для её проверки), то это умения, ко­ торые необходимы каждому образованному человеку, тем более тому, кто собирается продолжать образование. Занимаясь математикой, не забывать напоминать ребятам на каждом уроке, что таким образом они, что называется, «ум в порядок приводят» (развивают умения анализировать, сравни­ вать, обобщать, делать выводы и умозаключения, выстраивать систему доказательств). Групповая работа при изучении исторического события или литературного произведения развивает способности работы в команде (выстраивание системы доказательств для отстаива­ ния своей точки зрения, восприятие иной точки зрения и коррек­ ция собственной, выполнение в группе разных социальных ролей, предупреждение и регулирование конфликтов). Если после такого «введения» в урок задать ученикам полу- шутливьш-полусерьезный вопрос: «Кто считает, что такие умения не нужны будущему инженеру, юристу, экономисту или социологу?» — то вопрос «зачем?» снимается сам собой. Но чаще всего от ученика требуют выполнить предложенное задание, не давая возможности определиться с собственными мотивами, смыслами и целями учебной деятельности, то есть стать полноценным субъектом собственного учения, а оставляя объектом управления со стороны учителя. И, наконец, то, что касается третьего компонента содержания образования, — опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта сочувствия и сопереживания при изучении нового учеб­ ного материала... Вроде бы все понимают необходимость транс­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz