Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
66 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС не только предметными, но и метапредметньіми умениями, которые нужны любому образованному человеку независимо от профессии. Если до того как приступить к выполнению лабораторной и практической работы по физике, химии или биологии погово рить с ребятами о том, что, собирая электрическую цепь, де лая микропрепарат или получая вещество в лаборатории, они на самом деле овладевают универсальными навыками исследова тельской деятельности (выявлять противоречия, находить и формулировать проблему исследования, определять его предмет и объект, формулировать гипотезу, разрабатывать (самостоя тельно!) план эксперимента для её проверки), то это умения, ко торые необходимы каждому образованному человеку, тем более тому, кто собирается продолжать образование. Занимаясь математикой, не забывать напоминать ребятам на каждом уроке, что таким образом они, что называется, «ум в порядок приводят» (развивают умения анализировать, сравни вать, обобщать, делать выводы и умозаключения, выстраивать систему доказательств). Групповая работа при изучении исторического события или литературного произведения развивает способности работы в команде (выстраивание системы доказательств для отстаива ния своей точки зрения, восприятие иной точки зрения и коррек ция собственной, выполнение в группе разных социальных ролей, предупреждение и регулирование конфликтов). Если после такого «введения» в урок задать ученикам полу- шутливьш-полусерьезный вопрос: «Кто считает, что такие умения не нужны будущему инженеру, юристу, экономисту или социологу?» — то вопрос «зачем?» снимается сам собой. Но чаще всего от ученика требуют выполнить предложенное задание, не давая возможности определиться с собственными мотивами, смыслами и целями учебной деятельности, то есть стать полноценным субъектом собственного учения, а оставляя объектом управления со стороны учителя. И, наконец, то, что касается третьего компонента содержания образования, — опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта сочувствия и сопереживания при изучении нового учеб ного материала... Вроде бы все понимают необходимость транс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz