Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ • 65 И хотя все программные документы о школе полны восхити тельными сентенциями о единой научной картине мира и о цен ностном отношении к нему, наш выпускник при таком обучении получает не только фрагментарное, но ещё и искажённое пред ставление о том мире, в который он выходит из школы. В этом отношении сегодняшний образованный старшекласс ник гораздо более ограничен и уязвим в своих естественных устремлениях понять (принять) этот мир и своё предназначение в нем, по сравнению с полуграмотной старушкой, которая каж дый день читает Библию. Вот у кого в голове целостная картина Мира! И пусть эта картина далека от научности, зато с ней жить легче, а особенно помирать! У современного школьника, начиная с пятого класса мир буквально «разрывается» в сознании на громаду малосвязанных фактов, понятий и теорий. И это тот мир, который ещё недавно в восприятии дошкольника был целостен, эмоционально и цен ностно значим! Декларации о том, что сегодня «вовсе не обязательно все это усваивать», что «опыт познания важнее знания» и что главное — это «научить учиться» для жизни в информационном обществе, конечно, весьма актуальны, но в контексте обсуждаемой пробле мы не выдерживают никакой критики, если заглянуть в школь ные учебники и оценить через ученические дневники объём до машних заданий. Второй компонент содержания образования как педагоги ческого адаптированного социокультурного опыта — «деятель ностный» — направлен на усвоение школьником множества предметных умений, начиная от умения делать микропрепарат и заканчивая решением квадратных уравнений. И сегодняшний школьник вполне логично задаётся вопросом: для чего ему нуж но это уметь делать, если никогда в жизни потом этими умения ми он не воспользуется. {«Зачем мне «Ваши» квадратные уравне ния, если я собираюсь стать юристом?») Такому школьнику было бы легче установить в своём созна нии корреляцию между академической и будущей жизненной успешностью, а значит, и более осмысленно подойти к овладе нию этими умениями, если бы ему объяснили, что, делая ла бораторную работу по химии или математике, он овладевает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz