Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ • 65 И хотя все программные документы о школе полны восхити­ тельными сентенциями о единой научной картине мира и о цен­ ностном отношении к нему, наш выпускник при таком обучении получает не только фрагментарное, но ещё и искажённое пред­ ставление о том мире, в который он выходит из школы. В этом отношении сегодняшний образованный старшекласс­ ник гораздо более ограничен и уязвим в своих естественных устремлениях понять (принять) этот мир и своё предназначение в нем, по сравнению с полуграмотной старушкой, которая каж­ дый день читает Библию. Вот у кого в голове целостная картина Мира! И пусть эта картина далека от научности, зато с ней жить легче, а особенно помирать! У современного школьника, начиная с пятого класса мир буквально «разрывается» в сознании на громаду малосвязанных фактов, понятий и теорий. И это тот мир, который ещё недавно в восприятии дошкольника был целостен, эмоционально и цен­ ностно значим! Декларации о том, что сегодня «вовсе не обязательно все это усваивать», что «опыт познания важнее знания» и что главное — это «научить учиться» для жизни в информационном обществе, конечно, весьма актуальны, но в контексте обсуждаемой пробле­ мы не выдерживают никакой критики, если заглянуть в школь­ ные учебники и оценить через ученические дневники объём до­ машних заданий. Второй компонент содержания образования как педагоги­ ческого адаптированного социокультурного опыта — «деятель­ ностный» — направлен на усвоение школьником множества предметных умений, начиная от умения делать микропрепарат и заканчивая решением квадратных уравнений. И сегодняшний школьник вполне логично задаётся вопросом: для чего ему нуж­ но это уметь делать, если никогда в жизни потом этими умения­ ми он не воспользуется. {«Зачем мне «Ваши» квадратные уравне­ ния, если я собираюсь стать юристом?») Такому школьнику было бы легче установить в своём созна­ нии корреляцию между академической и будущей жизненной успешностью, а значит, и более осмысленно подойти к овладе­ нию этими умениями, если бы ему объяснили, что, делая ла­ бораторную работу по химии или математике, он овладевает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz