Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
60 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС У русской литературы в школе, да и у школы в целом другие предназначения. Их названия — ментальность, духовность, нравственность. Но, к сожалению, сегодняшнее поколение учителей в боль шинстве своём думает иначе. По данным Института исследова ния Высшей школы экономики, более 80% учителей основной задачей школы считают давать знания по основным пред метам. И ладно бы речь шла бы о «какой-нибудь» химии или биоло гии (хотя, конечно, мне, учителю-естественнику, обидно это го ворить) — выучили, сдали экзамен и забыли с отвращением, как страшный сон, все эти карбоновые кислоты и митохондрии. Но когда речь идёт о русской литературе (а многие выходят из шко лы со стойким неприятием отечественной классики), то даже у непрофессионального филолога, но человека, воспитанного на этой литературе, возникают смутные подозрения, что уроки ли тературы в сегодняшней школе совершают самую настоящую диверсию против личности, государства и общества. Профессионалы в области школьной словесности, характе ризуя эту ситуацию, чеканят формулировки, от которых стано вится зябко: «все мы... имеем дело с системной неспособностью школьного курса русского языка и литературы пробуждать лю бовь непосредственно к его содержанию... Увы! Пушкин сегодня не властитель дум. И это не делает чести ни теоретикам препода вания, ни педагогам-практикам...»43. Эмпирический срез: Закончились уроки, школа почти опустела... В коридоре, у окна, напротив кабинета литературы, несколько старшекласс ников что-то весело обсуждают, иногда взрываются смехом, когда сквозь разговор прорывается мат. Прислушиваюсь... Пуш кин! Они явно читают Евгения Онегина, вкрапляя в текст не нормативную лексику (очевидно, что такое размер и рифма, они усвоили). Подхожу, начинаем разговаривать и выясняется, что они не сдали зачёт по «Евгению Онегину» и учительница оста вила их после уроков, выучить отрывок и прочитать наизусть. 43 Кушнир А. Пушкин выбрал бы любовь // Народное образование. — 2009. — №5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz