Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

56 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС ладении этим искусством заключался профессиональный рост учителя к вершинам педагогического мастерства. Но урок в сегодняшней школе все чаще подвергается редук­ ции своих воспитательной и развивающей функций, сосредота­ чиваясь собственно на обучении и только на нем! Эмпирический срез ...На конференции «Цели и ценности современного образова­ ния» несколько раз поднимался вопрос о том, как вернуть вос­ питание на урок. На завершающем эту конференцию круглом столе поднимается молодая учительница и, с вызовом обраща­ ясь к аудитории, заявляет: «Да не должна я никого воспиты­ вать на своих уроках! Моя работа — готовить учеников к эк­ замену. А воспитывают пусть папа с мамой в семье и батюшка в церкви!» ...Учитель истории работает в профильном химико-биоло­ гическом классе, в котором половина учеников открыто ему го­ ворит, что не учит «его» предмет, потому что они не сдают этот экзамен, а другая половина просто пропускает его уроки. Он пишет в Сети: «Я каждый день вхожу в этот класс и не пони­ маю, что я тут делаю. Ухожу сурока опустошенный». ...Учительница литературы Валентина Васильевна М. (стаж работы 20 лет) на курсах повышения квалификации го­ ворит своим коллегам, что уходит со школы, потому что для неё профессия потеряла смысл! Ее молодые коллеги недоумевают: «Вы работаете в элитной гимназии, хорошая зарплата, началь­ ство благоволит... Какой ещё «смысл». * * * И невдомек им, этим молодым учителям, что двадцать лет Ва­ лентина Васильевна открывала ученикам своим ученикам миры Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева, чтобы они лучше понимали тот мир, в котором живут сейчас, и тех людей, которые их окружают. Двадцать лет эта учительница учила своих учеников через поступки героев этих произведений (Наташи, Андрея, Пьера, Родиона...) открывать в себе самих себя, определяясь с систе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz