Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 53 все обозримые в недавнем прошлом границы и проявляется пре­ жде всего в росте имущественных преступлений, преступлений против личности, общества и государства. Эти преступления в большинстве своём совершают образованные, а точнее, хорошо обученные люди. Но гораздо опаснее не всегда проявляющиеся в антисоци­ альном поведении, но фиксируемые профессиональными пе­ дагогами и детскими психологами «скрытые», непланируемые эффекты школьного образования в современной России: рост тревожности, агрессивности, эгоцентризма и социальной апа­ тии в молодёжной и подростковой среде. Этот рост не только не коррелируется внешними признаками улучшения качества жизни (у опытных учителей большую тревогу вызывают жиз­ ненные установки и отношение к людям у так называемой золо­ той молодёжи из состоятельных семей), но в силу нарастающего социального расслоения принимает все более опасные формы. Непредвзятый анализ молодёжных субкультур показывает, с одной стороны, стремление уйти от жизненных проблем в ин­ дустрию развлечений, с другой — расширения внутреннего про­ странства алкоголем и наркотиками, с третьей — поиски себя и смыслов собственного существования в иррациональной, «тем­ ной» стороне действительности. В сочетании с культивируемыми средствами массовой ин­ формации представлениями о том, что этот мир существует только для молодых, что современная культура — это прежде всего молодёжные субкультуры и что жить хорошо (а значит, правильно) — это получать максимальное количества удоволь­ ствий — перспективы влияния образования на улучшение нра­ вов становятся все более иллюзорными. (Подчеркнем, речь идёт об образовании, редуцированном на свою воспитательную со­ ставляющую.) Как быть с педагогикой? Подобные рассуждения легко вписываются в известный бел­ летристический ряд на тему «всегда так было, есть и будет и из­ менить ничего нельзя», если бы не одно обстоятельство: а как быть с той сферой человеческой деятельности (наукой и практи­ кой), которая как раз и ориентирована на совершенствование че­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz