Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

36 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС це иду и смотрю не на землю, а вокруг... Вот пишу это сейчас, и думаю: до какой же я степени перегорела за этот учебный год... В моральном смысле. Да и в физическом тоже. Надеюсь, что это обратимо, и что снова буду когда-нибудь писать статьи, сти­ хи, переводить что-то с других языков, что снова смогу быть человеком, поэтом, переводчиком, а не только ходячей функцией и вечно виноватым классным руководителем. Всем хорошего от­ пуска! Берегите себя в себе! Не теряйтесь!» После такой, с позволения сказать, «эмпирики» поневоле воз­ никает вопрос: а нужна ли такая школа?Если да, то кому?! Для истории педагогики такая постановка вопроса не внове: ДЕСКУЛИЗАЦИЯ (от английского deschooling, буквально обесшколивание), концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиционными формами социализа­ ции молодёжи. Выдвинута в 1960-70-х годах леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике — И. Илличем, П. Гудме­ ном (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники дескулизации считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством «штамповки умов» в духе идеологии конформизма. Представители дескулизации призывают к отмене обязательно­ го обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. От­ каз от традиционной системы образования, по их мнению, при­ ведёт к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан25. Насколько актуальна такая постановка вопроса в наше время? 2.6. «Учим дома!» Мнения родителей В России за последние четыре года число детей, которые учатся в экстернате или вообще находятся на домашнем обуче­ нии, выросло в десять раз — с 10 ОООдо 100 ООО. Родители, выбравшие для детей домашнее образование, гово­ рят, что их дети ни разу не выразили желание вернуться в школу. 25 Illich I. After deschooling, what? — L„ 1981.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz