Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 19 Ведущим мотивом учебной деятельности для многих школь­ ников по-прежнему остаётся страх — что-то не успеть, наказа­ ния, несоответствия ожиданиям взрослых, снижения статуса в референтной группе сверстников и др. Врачи, учителя и родители отмечают, что если раньше школь­ ники могли снимать учебный стресс, переключаясь на различ­ ные виды внешкольной деятельности по интересам (бесплатные кружки, секции, студии), то сейчас такой возможности у них почти не осталось: учёба, особенно в старших классах, «съедает» почти всё время. В итоге многие школьники начинают снимать стрессы с помощью сигарет и алкоголя, при этом статистика фиксирует снижение возраста зависимых от алкоголя и никоти­ на детей и подростков8. 2.2. «Чёрные страницы» ЕГЭ Одновременно растёт число обучающихся, которые не вы­ держивают такого прессинга «дидактической машины», о чём говорят Интернет и СМИ. Эмпирический срез ■ В Свердловской области одиннадцатиклассник повесился, потому что его из-за итоговой двойки не допустили к ЕГЭ по математике. * В Якутии школьник застрелился, узнав результаты пробного экзамена. ■ В Волгограде 14-летняя школьница распрощалась с жизнью из-за страха провалить экзамен. ■ Выпускник из Новосибирской области мечтал поступить в авиационный институт и стать настоящим героем-лётчиком. Считавшийся одним из лучших учеников в своём классе, он успешно справился и с ЕГЭ, но одного балла для поступле­ ния в авиационный институт ему всё-таки не хватило. Тело 18-летнего подростка, висящего на дереве, рано утром обна­ ружил пастух, когда собирал на выпас домашний скот. * Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактиче­ ской и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. —М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz