Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
18 • Дмитрий ЛЕВИТЕС вторую смену, работая на факультативах, углубление, вебсемина рах, с репетиторами и т.п. Учителя утверждают, что без дополнительных занятий школьную программу хорошо освоить невозможно. И это немудрено понять: ведь именно на этих, так называемых факуль тативах учителя зачастую делают то, что не успевают на уроках. Итак, первая опасность — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Дру гой вариант — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Та кое встречается, например, в профильных гуманитарных клас сах при изучении естественнонаучных дисциплин. Качество такого «урезанного» естественнонаучного образо вания, которое должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения у каждого выпускника школы неза висимо от профиля, оставляет желать лучшего. Личностные и социальные эффекты такого «деффективного» ОБЩЕГО обра зования очевидны — это благодатная почва для экспансии лже научных идей и иного мракобесия. Технологический аспект интенсификации обучения связан с преобладающей однообразной формой его организации (моно- деятельностная школа). Такое «академическое» обучение в фор ме классноурочной системы не предоставляет школьнику (осо бенно подростку) возможность реализовать естественную для данного возраста психологическую установку самоопределения и самоутверждения в иных формах освоения учебного содер жания (полидеятельностная школа). Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, спо собствует искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Возникающая при этом гиподинамия, усиливающаяся массовой компьютеризацией обучения, не ком пенсируется школьными уроками физической культуры. Как следствие — снижение естественной сопротивляемости детского организма и нарушение процессов развития7. 7 Безруких М.М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методиче ские рекомендации / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин. — М.: Триада-фарм, 2002.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz