Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 15 2. Что не так с нашей школой? 2.1. Школьное обучение как педагогическое насилие Двадцать лет назад нами была опубликована статья, название которой вызвало широкий резонанс и одновременно отторже ние у части педагогической общественности2. Возмущенные коллеги говорили о недопустимости самого подобного слово сочетания ( педагогическое насилие). Ни приведенные в статье результаты исследований, предметами которых стали учебные перегрузки школьников и характер мотивации их учебной дея тельности, ни коррелирующие с ними данные медицинской ста тистики, убедительно показывающей динамику снижения здо ровья детей за годы школьного обучения, ни даже уточнение об опосредованном характере такого насилия — ничто в массовом педагогическом сознании с понятием «насилие» никак не связы валось; хотя объект педагогического насилия был очевиден, его субъектом себя никто признавать не хотел. Вновь обратиться к этой теме нас заставляет тот факт, что за прошедшие десятилетия ситуация серьезно обострилась3. Согласно данным, полученным разными специалистами, пра ктически здоровыми можно признать не более 10% школьников. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста характерны для болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы крово обращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. Тен денцией к росту отличаются и показатели заболеваемости под ростков 15-17 лет. Самую большую группу среди школьников составляют дети, находящиеся в так называемом третьем состоянии —между здо 2 Левитес Д. Педагогическое насилие [Текст] / Д. Левитес // Народное образова ние. — 1997. — № 10. — С. 59-65. 3 Левитес Д.Г. Школьное обучение как инструмент педагогического насилия: опыт возвращения к проблеме / Д.Г. Левитес // Педагогика. — 2018. — № 3. — С. 38-43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz