Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 15 1 успешной самоактуализации ученика является присутствие в его жизни референтного взрослого, демонстрирующего образец та­ кой самоактуализации и являющегося для него примером. Это могли бы быть родители, но что знает ребёнок об их ра­ боте?! Что он знает об отношении к ним сослуживцев или уче­ ников (если мама учительница) и о тех успехах, которые они до­ стигают на профессиональном поприще (если папа талантливый и уважаемый в своей среде инженер)? Он видит их дома после работы или по выходным, когда продемонстрировать своему отпрыску свою профессиональную и личностную состоятель­ ность родители просто не имеют возможности. Врач в поликлинике, продавец в магазине, эстрадная звезда на телеэкране... Эти «примеры» часто бывают непривлекатель­ ными или, наоборот, могут дать ребёнку ложный, а потому опас­ ный пример «удачной» самореализации. Единственный человек, которого он видит ежедневно и с ко­ торым взаимодействует в деятельности обучения, — это школь­ ный учитель. И если он видит перед собой вечно раздраженного, унылого или напуганного неудачника, так и не сумевшего реали­ зовать себя в выбранной профессии, то у него (ученика) может сложиться твёрдое убеждение, что самореализация — это дейст­ вительно удел избранных. Вывод простой: нескрываемая увлеченность учителя своим делом — важнейший и эффективный фактор «скрытой» образо­ вательной реальности, о которой говорилось выше. Позитивное отношение к себе и к своему предмету Иногда я в шутку спрашиваю своих студентов: «Назовите, не задумываясь, с «ходу» самый важный предмет в школе». Ответ следует незамедлительно: математика. «Почему?» — «Больше всего уроков в неделю, первая строчка в расписании и все сдают экзамен...». И что самое поразительное, на курсах повышения квалифи­ кации так же отвечают и учителя. А тогда самые «неважные» учебные предметы? Ну, конечно, музыка, физкультура, труд (простите, ну, конечно, технология!)... И когда я осторожно спрашиваю тех же студентов: «А если бы вам был представлен выбор, то каким учебным предметом вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz