Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
15 0 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь»64. В этой работе, казалось бы, нет нужды доказывать очевидное: значимость эмпатии в педагогической деятельности и важность владения учителем разнообразными способами вербальной и невербальной коммуникации. Однако наблюдения на уроках часто доказывают обратное: прекрасный специалист-предмет ник часто оказывается неспособным наладить рефлексивное управление процессом обучения, потому что в его педагогиче ской технике крайне бедно представлены и то и другое. Особен но это касается невербальных способов коммуникации (взгляд, внешний вид, мимика (выражение лица), пантомимика (позы, жесты), вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр, темп речи, паузы, смех и т.д. И что бывает особенно досадно при анализе урока, человек легко признает содержательные или методические ошибки, но не видит или не хочет видеть проблемы коммуникации, которые часто бывают решающими в достижении педагогических резуль татов. Самоактуализация в профессиональной деятельности Самоактуализация (лат. actualis — действительный, настоя щий) — стремление человека к возможно более полному выявле нию и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуали зация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация, по А. Маслоу, —потребность в са мосовершенствовании, в полной реализации своего потенциала. Традиционно, в содержании педагогического образования, как и в подготовке учителя это понятие рассматривается по отно шению к ребёнку, к ученику. Но одним из необходимых условий 84 Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psycholo gist. — 1975. — V. 5, N 2. — P. 2-10. Статья опубликована в журнале: Психология эмоций. Тексты. — М.: МГУ, 1984. — С. 235-237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz