Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 149 Однако практика порой демонстрирует нам учителей, блестяще владеющих своим предметом и грамотно планирующих урок, но оказывающихся часто несостоятельными в достижении мета- предметных, а особенно личностных и социальных эффектов в образовании. И, наоборот, иногда люди, не получившие педагогического образования, но в силу сложившихся жизненных обстоятельств или по призванию пришедших работать с детьми в сферу допол нительного образования, оказываются куда более эффективны ми в педагогическом взаимодействии со своим воспитанником, чем профессиональный учитель. Очевидно, эти люди обладают некоторыми важными и про фессионально значимыми личностными качествами, которые не всегда описаны в учебниках по педагогике и в квалификаци онных характеристиках педагога, но которые позволяют успеш но заниматься педагогической деятельностью. Назовем некоторые из них. 1. Стремление к самоактуализации в профессии. 2. Эмпатия. 3. Направленность на коммуникации. 4. Владение вербальными и невербальными способами об щения. 5. Позитивное отношение к себе и своему предмету — ясное представление о том, что ты сам и твой предмет представ ляете уникальные возможности для самоактуализации, развития и воспитания твоего ученика. * * * Раскроем некоторые из этих положений несколько подробнее. Феномен эмпатии как способности поставить себя на место другого человека, увидеть и почувствовать ситуацию, как её видит и чувствует он, способность к сопереживанию, а также характеристики вербальных и невербальных способов её про явлений достаточно и полно описаны в психологической и педа гогической литературе. Психолог Карл Роджерс определил эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz