Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

14 6 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС и одушевляет в совместной деятельности с учителем и которая становится партнером ребёнка по деятельности. В противном случае школа становится чужой, социальная установка отчуждения становится доминирующей, учитель и ученик приходят сюда отбывать повинность. И когда пребыва­ ние в такой среде становится для подростка, школьника особен­ но невыносимой, он начинает «обживать» её в дикой, неокульту- ренной форме82,83. Из опыта работы 25 лет назад мне посчастливилось побывать с командиров­ кой в одной удивительной школе. Представьте себе, маленький шахтерский поселок в самом «дремучем» уголке области. Пьют все — от мала до велика. Из «культурных» учреждений, почитай, осталась одна школа. Так вот, веду семинар для учителей. Первый день занятий за­ канчивается в 20:00. Выходим из класса, и вижу ребят, которые сидят на скамейках в коридоре, как воробьи на жёрдочке. Оказа­ лось —ждут своих учителей. Те их подхватили и куда-то повели. Я даже испугался: неужели из-за моего семинара они уроки на поздний вечер перенесли. До 23 часов в окнах школы горел свет (я это видел из окна комнаты в доме напротив, где меня разме­ стили на ночлег). На следующий день всё выяснилось. Учительница физики после уроков ткёт с девочками ковры. Маленький самодельный станок... Петелька вытягивается, под­ резается, вытягивается, подрезается... И так каждый вечер. Ря­ дом с ней 6-7 девочек старательно выполняют все операции. Два учителя-мужчины (трудовик и художник) вместе с пар­ нями занимаются художественной резьбой по дереву. Нужно было видеть, как с десяток мальчишек, высунув языки, специ­ альными инструментами вырезают различные орнаменты, кото­ рыми украшены кабинеты школы и коридоры. Учительница МХК и литературы организовала балетную студию! После уроков в самом большом классе школьные столы Школа «скрытого» образования Дмитрия Левитеса . — https://pandia.ru/ text/83/l 13/6149.php 83 Тубельский А. Уклад школьной жизни, или Скрытое содержание образова­ ния // «Газета для родителей». — 2011. — No 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz