Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 145 И почему тогда в других школах при вполне благополучных внешних показателях качества получаемого образования сохра­ няется напряженная атмосфера недоброжелательности, страха и внутреннего сопротивления учеников тому, что с ними происхо­ дит в школе. Речь идёт о школьном укладе, о том особом психологиче­ ском климате школы, который является результатом явных или «скрытых» механизмов взаимодействия администрации, учителей и учеников, той предметно-пространственной и зна­ ково-символической сторонах образовательной пространства школы, которые создаются их общими усилиями. Мы думаем, что это мы «их» обучаем, социализируем разви­ ваем, готовим к будущей профессии... И то, что это не всегда у нас получается хорошо, объясняем несовершенством содержа­ ния образования, организационных форм и методов обучения. Мы глубоко заблуждаемся! Наши ученики обучаются, воспитываются, развиваются и социализируются под воздействием факторов, не фиксируемых и не учитываемых в педагогической деятельности, но незримо влияющих на её эффективность. Совокупность этих факторов, о которых зачастую мы можем только догадываться, можно было бы назвать «скрытая» образо­ вательная реальность», если бы не одно обстоятельство: скрыта она бывает только от учителей и родителей, но совершенно оче­ видна и значима для самих ребят. Социальные сети, блоги, «живые журналы», чаты, где наши дети могут «зависать» часами, неформальные сообщества... А ещё есть книги, фильмы, музыка, которые они читают, смо­ трят, слушают и о которых мы, родители и учителя, не имеем ни малейшего представления. Но очень часто именно они форми­ руют жизненные сценарии и модели поведения наших детей. «Уклад», «фон», »среда», «подтекст», »контекст», «школа как со-бытие», школа-«дом», «ритуалы» и «символы», «традиции» и «обряды» — этими понятиями описывается необходимость создания тех особых развивающих, воспитывающих и образо­ вательных сред, в которых ребёнок-ученик не только чувствует себя комфортно (см. выше «возрастосообразная «школа»), ко­ торые не только обживает и одухотворяет, но и социализирует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz