Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 143 И педагогическая практика, и педагогическая психология с уверенностью доказывают, что основные психологические установки подростка — самоопределение и самоутверждение. В его деятельности и поведении им движут именно стремление найти себя в каком-нибудь деле и этим утвердиться в группе сверстников. Как это сделать? Чтением книг, с героями которых часто отождествляет себя подросток, строит жизненные сценарии и модели поведения, а иногда и выбирает будущую профессию? Сомнительный путь: слишком многое должно «совпасть» в герое литературного произведения и в его читателе, чтобы этот выбор оказался верным, и велика опасность ошибки и последующего разочарования. Самый верный, а, по сути, и единственный способ найти себя — включение в полноценную, осознанную деятельность. Вот в таком поиске наш герой и мечется, «перебирая» кружки, секции, студии, формальные и неформальные объединения сверстников и пугая родителей своим непостоянством. И все это происходит после уроков, и вроде бы по нашей «взрослой» логике так и должно быть: внеклассная, внешкольная деятельность, дополнительное образование... Не должно! Давайте вспомним себя в этом возрасте: 13-15-летний чело­ век, с его психологическими и физиологическими проблемами, мучительными поисками себя и своего места в этом мире, шесть часов проводит за школьной партой, занимаясь, по сути, единст­ венным видом деятельности — академической, учебно-познава- тельной в форме классно-урочной системы. Да разве только эти шесть часов?! Средняя продолжительность учебного дня (все виды учебных занятий школьников 9 и 11 классов) равняется 11,5 часа. Очень часто эта цифра доходит до 14 часов. В отдельных случаях — до 16,5 часа. (Данные автора по Мурманской области.) Хорошо, если произойдет «счастливое совпадение» и развитые академические способности, высокая познавательная активность, сформированные организационно-практические и интеллекту­ альные умения позволят подростку решить проблемы самоопре­ деления и самоутверждения именно в данном виде деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz