Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

14 2 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС шую школу. На вопрос «почему?» следуют моментальный ответ: «Ну так все же хотят поступить в вуз. Вот всё так и организо­ вано: и ресурсные центры, и онлайн-обучение, и экстернат, до­ клады с презентациями, и проекты, и лекции с приглашением вузовских преподавателей, и тот же ЕГЭ...» Но вот дальнейшее обсуждение вопроса о том, является ли стремление к поступлению в высшее учебное заведение» глав­ ной психологической установкой этого возраста, приводит ребят в замешательство. В ходе обсуждения вдруг выясняется, что ча­ сто такие «установки» учеников не являются потребностью воз­ раста, которая переходит в свою осознанную форму — «запрос», а скорее ответ на родительские страхи и ожидания. Сын или дочь оказываются втянуты в «игру», в которой не­ поступление в вуз расценивается как жизненный крах. Вот они и стараются изо всех сил, реализуя наши взрослые страхи и ам­ биции в полной уверенности, что в мире, который приготовили для них взрослые, и в который им после школы предстоит всту­ пить, без диплома о высшем образовании не проживёшь! Вот возможное объяснение и учебных перегрузок, и дидак- тогенных неврозов, и характера мотивации учения, и состояния здоровья к окончанию школы. Именно эти обстоятельства во многом, на наш взгляд, объясняют их «внутренний уход» от уче­ ния в иные реальности молодёжной субкультуры, некоторые из которых представляют реальную угрозу для их психического и физического здоровья. Но именно они, очевидно, отвечают тем самым внутренним установкам и потребностям 15-17 людей, проживающих такие важные два года своего взросления. И тем не менее, несмотря на столь тревожные симптомы, в совокупности с проблемами школы старшей ступени, ясно виден «свет в конце тоннеля». Я имею в виду активно развивающуюся сегодня практику профильного обучения в старших классах, ор­ ганизацию на местах ресурсных центров, представляемых стар­ шекласснику реальный выбор собственной образовательной траектории, а также возрастание интереса самих ребят и их ро­ дителей к получению среднего профессионального образования. Основная проблема «возрастосообразности» школы была и остаётся на основной ступени школьного образования. И эта проблема переживается подростками особенно остро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz