Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

140 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС Театральная интерпретация (порой весьма неожиданная и даже провокационная) классического произведения, которую режиссёр объясняет своим творческим видением, мама на про­ гулке, играющая с ребенком в игру «На что похоже это облако на небе? Что можно сделать из этой шишки?» — это все и есть попытки увидеть в давно знакомом объекте его неожиданные свойства и возможности. Чем чаще предоставлять ученику на уроке такие возможно­ сти, создавать ситуации неожиданного «озарения», тем больше шансов вырастить из него нового Эйнштейна! Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации О проблемном обучении и его креативном педагогическом потенциале существует много хорошо разработанных методи­ ческих рекомендаций. Подчеркнем, что, если учитель сам ак­ тивно и широко в своей работе применяет метод проблемно­ го обучения (обучение как исследование, мастерская знаний, проблемный семинар или проблемная лекция), его ученики раньше или позже начинают «нащупывать» проблемы, актуа­ лизировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях. Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабо­ го владения материалом или из-за боязни класса он интуитив­ но или сознательно старается избежать неожиданных вопросов учеников. Даже когда на уроке нет времени на полноценное проблемное обсуждение нового учебного материала и учитель в школе или преподаватель в колледже вынужден читать лекцию — эта лек­ ция может носить проблемный характер! ...Задаёшь вопрос, ставишь перед своими учениками некую проблему, выдерживаешь паузу, «ловишь» ответную невербаль­ ную — вот они уже готовы тебе ответить, но ты сам отвечаешь, потому что это всё-таки лекция, а не беседа. После такой лекции или рассказа ученики выходят с урока, что называется, в «мыле», потому что им не дают отвлечься ни на минуту: учитель, хотя и говорит сам, но при этом всё время ведёт с ними диалог —такая вот «трансцендентальная дидактика»! Творческий потенциал та­ кого урока трудно переоценить...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz