Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 139 идёт об учебном творчестве, то, во-первых, здесь существуют целостные, хорошо разработанные технологии (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач), а во- вторых, богатейшая па литра приёмов, накопленная педагогической практикой, свиде тельствует о том, что этим процессом можно и должно управ лять. На таком же уроке, но в другом классе, рисуя на доске схему строения клетки, учитель, памятуя об «озарении» одной ученицы, немного изменил рисунок. Нет, он не грешил против науки, но, размещая на схеме изображения различных клеточ ных структур, делал это таким образом, чтобы целостность мем бранной системы стала более очевидна. Какое же чувство вос торга он испытал, когда в классе вдруг буквально взметнулись сразу несколько рук. Увидели! Выходит —процесс управляем! Вывод: при изучении нового объекта, будь то феномен жизни на Земле, «Война и Мир» Л. Толстого или класс органических со единений в химии, идти не только от общего к частному, но и от частного к общему, регулярно возвращаясь от исследования от дельных частей изучаемого объекта к нему как единому целому. Видение новой функции объекта Пятиклассник знакомится с клеткой как с единицей строе ния, кирпичиком, из которого построено все живое. Но та же са мая клетка предстает перед девятиклассником уже как единица развития многоклеточного организма. А одиннадцатиклассник должен приложить определенные усилия, чтобы в давно знако мом и уже, казалось бы, изученном вдоль и поперёк объекте уви деть наименьшую единицу жизни на Земле.... Одиннадцатилетняя девочка на занятии по флористике вни мательно, со всех сторон рассматривает стоящий на столе перед ней какой-то сучковатый обломок дерева (корягу), потом вдруг берет небольшую ножовку и старательно распиливает его почти пополам. Потом выкладывает на столе серебристый мох и ста вит на него отпиленный кусок коряги, потом отходит от стола, садится на пол и внимательной смотрит. Я присаживаюсь рядом, смотрю и вдруг вижу взлетающего с озера... гуся: и эта ветка — вытянувшаяся вверх шея, и этот кусок коры — будущее крыло... Спрашиваю у девочки: «А чего мы на полу сидим?» Ответ впе чатляет: «Так ведь зрители на него снизу смотреть будут».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz