Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 139 идёт об учебном творчестве, то, во-первых, здесь существуют целостные, хорошо разработанные технологии (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач), а во- вторых, богатейшая па­ литра приёмов, накопленная педагогической практикой, свиде­ тельствует о том, что этим процессом можно и должно управ­ лять. На таком же уроке, но в другом классе, рисуя на доске схему строения клетки, учитель, памятуя об «озарении» одной ученицы, немного изменил рисунок. Нет, он не грешил против науки, но, размещая на схеме изображения различных клеточ­ ных структур, делал это таким образом, чтобы целостность мем­ бранной системы стала более очевидна. Какое же чувство вос­ торга он испытал, когда в классе вдруг буквально взметнулись сразу несколько рук. Увидели! Выходит —процесс управляем! Вывод: при изучении нового объекта, будь то феномен жизни на Земле, «Война и Мир» Л. Толстого или класс органических со­ единений в химии, идти не только от общего к частному, но и от частного к общему, регулярно возвращаясь от исследования от­ дельных частей изучаемого объекта к нему как единому целому. Видение новой функции объекта Пятиклассник знакомится с клеткой как с единицей строе­ ния, кирпичиком, из которого построено все живое. Но та же са­ мая клетка предстает перед девятиклассником уже как единица развития многоклеточного организма. А одиннадцатиклассник должен приложить определенные усилия, чтобы в давно знако­ мом и уже, казалось бы, изученном вдоль и поперёк объекте уви­ деть наименьшую единицу жизни на Земле.... Одиннадцатилетняя девочка на занятии по флористике вни­ мательно, со всех сторон рассматривает стоящий на столе перед ней какой-то сучковатый обломок дерева (корягу), потом вдруг берет небольшую ножовку и старательно распиливает его почти пополам. Потом выкладывает на столе серебристый мох и ста­ вит на него отпиленный кусок коряги, потом отходит от стола, садится на пол и внимательной смотрит. Я присаживаюсь рядом, смотрю и вдруг вижу взлетающего с озера... гуся: и эта ветка — вытянувшаяся вверх шея, и этот кусок коры — будущее крыло... Спрашиваю у девочки: «А чего мы на полу сидим?» Ответ впе­ чатляет: «Так ведь зрители на него снизу смотреть будут».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz