Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 137 Что же это могут быть за учебные операции, что входит в со­ держание опыта творческой деятельности на уроке? В соответст­ вии с вышеназванной теорией ими являются: ■ самостоятельное осуществление ближнего и дальнего пе­ реноса знаний и умений в новую ситуацию; ■ обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации; ■ установление целостной структуры объекта; ■ видение новой функции объекта; ■ учет альтернатив при решении проблемы; ■ комбинирование и преобразование ранее известных спо­ собов деятельности при решении новой проблемы. Теоретический анализ содержания разнообразных творче­ ских задач, как и многочисленные образовательные практики, показывает, что все они укладываются в этот перечень, что нет задач, в которых бы проявились иные черты творчества. Для нас это означает, что творчество учеников на уроке и во внеклассной работе не есть что-либо уникальное, присущее только отдельным творчески работающим учителям, а инвари­ антный и обязательный элемент целеполагания педагогической деятельности любого учителя. И ни одна тема не должна быть упущена учителем с точки зрения её возможностей для учебного творчества. Рассмотрим несколько примеров постановки и решения творческих задач разного типа. Перенос знаний и умений в новую ситуацию 1. Двое девятиклассников выходят из аудитории, где прово­ дилась олимпиада по биологии. «Ты сколько задач сделал?» — «Четыре, а ты?» — « А я три... Как ты четвёртую решил, ведь мы это не изучали?» — «Так это же зоология, седьмой класс!» 2. Учитель входит на урок и произносит: «Ребята, вы смотрели вчера по телевизору политическое ток-шоу?!» Класс живо вклю­ чается в беседу по волнующей теме. Учитель мягко останавливает их: «А как вы думаете, почему мы сегодня начали урок истории с обсуждения воскресной телевизионной передачи? ...Тема нашего урока «Современные политические движения в России». Это то, что иногда называют внутрипредметные, межпред­ метные и надпредметные связи. Если учитель сам не боится со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz