Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

136 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС 5.7. Урок как пространство для учебного творчества Развивать на уроках творческие способности не только отдельных учеников, которые поддерживают имидж школы на престижных олимпиадах и конкурсах, но ВСЕХучеников Эта идея реализуется через уроки, которые строятся на си­ стематическом (но не последовательном) решении творческих задач, сформулированных в одной из теорий содержания обра­ зования {И.Я. Лернер). Мой собственный педагогический опыт и опыт работы с учителями-предметниками в системе повышения квалифика­ ции позволяет с уверенностью утверждать, что нет ни одного учебного предмета, ни одной учебной темы в этих предметах, в которых невозможно было бы найти такие задачи в «скрытом» виде. И если учитель сумеет их разглядеть и предъявить своим ученикам, если будет делать это систематически (а ещё лучше — если это будут делать и его коллеги-предметники), то это позво­ лит достаточно эффективно развивать на самых обыкновенных уроках творческий потенциал мышления любого ученика, а не только потенциальных участников международных олимпиад. Все ли могут и должны творить на уроке? Выше мы подробно рассматривали структуру содержания образования как педаго­ гически адаптированного социокультурного опыта. И если бы в процессе социального воспроизводства поколений передавались бы только два его компонента (знания и умения), то вряд ли мы бы продвинулись далеко от каменного топора. Очевидно, что каждое поколение в процессе образования должно овладевать ещё каким-то опытом — опытом создания нового! Это и есть творчество! Его результатом может стать объективно новый «продукт» (творчество А. Пушкина, В. Моцарта), а может быть, субъектив­ но новый продукт, когда ученик сам для себя впервые «своим» способом решает задачу, которую до него уже решали другие, или делает ДЛЯ СЕБЯ маленькое открытие, которое было сде­ лано до него. Это и есть учебное творчество. И этому можно и дОлжно учить каждого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz