Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
136 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС 5.7. Урок как пространство для учебного творчества Развивать на уроках творческие способности не только отдельных учеников, которые поддерживают имидж школы на престижных олимпиадах и конкурсах, но ВСЕХучеников Эта идея реализуется через уроки, которые строятся на си стематическом (но не последовательном) решении творческих задач, сформулированных в одной из теорий содержания обра зования {И.Я. Лернер). Мой собственный педагогический опыт и опыт работы с учителями-предметниками в системе повышения квалифика ции позволяет с уверенностью утверждать, что нет ни одного учебного предмета, ни одной учебной темы в этих предметах, в которых невозможно было бы найти такие задачи в «скрытом» виде. И если учитель сумеет их разглядеть и предъявить своим ученикам, если будет делать это систематически (а ещё лучше — если это будут делать и его коллеги-предметники), то это позво лит достаточно эффективно развивать на самых обыкновенных уроках творческий потенциал мышления любого ученика, а не только потенциальных участников международных олимпиад. Все ли могут и должны творить на уроке? Выше мы подробно рассматривали структуру содержания образования как педаго гически адаптированного социокультурного опыта. И если бы в процессе социального воспроизводства поколений передавались бы только два его компонента (знания и умения), то вряд ли мы бы продвинулись далеко от каменного топора. Очевидно, что каждое поколение в процессе образования должно овладевать ещё каким-то опытом — опытом создания нового! Это и есть творчество! Его результатом может стать объективно новый «продукт» (творчество А. Пушкина, В. Моцарта), а может быть, субъектив но новый продукт, когда ученик сам для себя впервые «своим» способом решает задачу, которую до него уже решали другие, или делает ДЛЯ СЕБЯ маленькое открытие, которое было сде лано до него. Это и есть учебное творчество. И этому можно и дОлжно учить каждого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz