Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
132 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС и денег, обучая детей этому навыку. А мы уверены, что к середи не XXI века не появится устройство, которое будет осуществлять любой перевод (в том числе и синхронный) лучше любого чело века, и это устройство, внедрённое в виде чипа в голову, сделает полностью бессмысленным потраченные время, усилие и деньги на овладение этим навыком? Современные авторы составляют самые различные наборы та ких универсальных навыков, которыми должен владеть человек в XXI веке. Опираясь на здравый смысл, попытаемся и мы пред ставить такой перечень, соблюдая два условия: во-первых, они должны быть достаточно универсальны, чтобы ими мог пользо ваться любой человек, независимо от того, какое образование он получил в тех обстоятельствах, в которых они потребуются. И во вторых, их должно быть немного, чтобы они были все время «на слуху» и в памяти, овладение которыми мог рефлексировать лю бой человек в процессе образования и самообразования. Итак, какие же универсальные навыки необходимо форми ровать у современного школьника? — Организационно-практические: готовность ставить цели (ранжировать их) планировать, организовывать, контроли ровать и оценивать свою деятельность; — Социальные: готовность работать в группе, выполнять в ней разные социальные роли; — Коммуникативные: владение устной и письменной речью на уровне, необходимом и достаточном для осуществления про фессиональной и иной деятельности, выстраивать систему доказательств, аргументируя свою позицию, принимать иную точку зрения и корректировать свою, предупреждать и регу лировать конфликты и т.п.; — Информационные: готовность самому добывать, анализиро вать и критически осмысливать поступаемую информацию (степень надежности источника), при обработке инфор мации отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок, формировать собственные мнения и суждения (работа с пои сковыми системами, библиографическими источниками, ка таложными карточками и т.п.); — Межкулътурного взаимодействия: понимание необходимо сти и готовность принимать различия между людьми (нацио нальные, религиозные, культурные, языковые и т.п.);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz