Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 129 экспансию ненормативной лексики и англицизмов в русский язык под декларацией о необходимости его естественного разви­ тия и обогащения. Я вырос в рабочем поселке, работал учеником мастера на за­ воде — и поселковый, и рабочий люд всегда с некоторой осторож­ ностью и даже брезгливостью относились к матершинникам. А уж от интеллигентного человека — врача, учителя (особенно в деревне) даже в изрядном подпитии практически невозможно было услышать «грязного» слова. То, что всегда оставалось табу даже в среде не очень образованных людей, сегодня становится своеобразной бравадой в среде интеллектуалов. Назвать их ин­ теллигентами не поворачивается язык. Школьный урок, учитель, по сути, остаются теми редкими (если не уникальными) явлениями нашей жизни, сталкиваясь с которыми, ученик не просто встречается с культурными образ­ цами (как, например, в театре или музее), но активно взаимо­ действует с ними, осуществляя свою ведущую деятельность. Это даёт такому уроку и такому учителю уникальный шанс реа­ лизовывать свою воспитывающую функцию несравнимо более эффективно, нежели на специальных «воспитательных» меро­ приятиях. Интерьер классной комнаты, кабинета, рекреации, туалет, пространство вокруг школы, внешний вид учителя и учеников, их речь, стиль общения должны являть собой образцы совре­ менной культуры. Этот аспект урока становится тем важнее, чем реже сталкиваются ученики с подобными проявлениями культу­ ры в повседневной жизни80. Во-вторых, как мы уже отмечали выше, содержание образова­ ния само является отражением социокультурного опыта. Между тысячелетним опытом человечества в той или иной сфере позна­ ния и учеником стоит реальный носитель этого опыта — учи­ тель. И может так случиться, что такого эффективного посред­ ника ученик не встретит за всю свою последующую жизнь. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда при встрече выпускников одни вспоминают уроки химии 80 Культура современного урока / И.В. Бабурова, С.В. Бадмаева, О.Н. Лукашонок и др.; под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 91 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz