Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 12 7 к жизни, а сама жизнь, её самый значительный в плане само­ определения и самоактуализации этап. Но массовая практика свидетельствует о том, что в жизни ребёнка, особенно подростка и старшего школьника, его бытие четко подразделяется на две существующие относительно неза­ висимо части — школа и жизнь. Школьный отличник часто ста­ новится изгоем во дворе, и наоборот, уличный лидер на уроке чувствует себя аутсайдером. Но и тот и другой самые яркие, са­ мые значительные эпизоды своей жизни проживают и пережи­ вают после того, как заканчиваются уроки. Между тем, возвращаясь к характеристикам современно­ го урока, следует вспомнить, что столь модное сегодня повет­ рие — «личностно ориентированное обучение» — означает, по сути, опору на личный (жизненный, доучебный и учебный) опыт ученика, актуализацию, развитие и рефлексию этого опыта. Это единственный путь превращения урока во фрагмент жизни уче­ ника. Способ реализации: а) представление и освоение учебного содержания как: — опыта познания (а не «готового» знания), — опыта овладения не столько специальными, но в первую очередь надпредметными умениями, — опыта творчества (см. ниже), — опыта формирования ценностных отношений через: б) актуализацию и развитие жизненного, «доучебного» опыта ученика при изучении учебного содержания; в) представление науки не как «реестра» научных достиже­ ний, но в первую очередь как «драмы людей и идей»; Эмпирический срез Учитель начинает урок по теории Дарвина с того, что чи­ тает письмо, которое написала жена Дарвина мужу, узнав, что тот собирается опубликовать «Происхождения видов». Она ни­ чего не поняла из этого текста, но, будучи женщиной очень на­ божной, почувствовала, что муж «восстаёт против Б-га». Она пишет мужу, что ради спасения собственной души и благополу­ чия семьи ему не следует публиковать эту работу. И если верить биографам Дарвина, тот даёт согласие жене, но при этом забо ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz