Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

12 4 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС Именно поэтому, получая серьезную подготовку по физике, биологии и химии, ребята оказываются порой так беспомощны, когда требуется выразить собственное мнение, отстоять своё убеждение, дать оценку при решении мировоззренческих про­ блем? Сталкиваясь в различных жизненных ситуациях с людь­ ми или обстоятельствами, требующими принятия осмысленного мировоззренческого решения, молодой человек порой не может применить полученные в школе знания, потому что они при­ обретались в отрыве от формирования соответствующих по­ требностей в этих знаниях. Из опыта работы В одной из школ решили провести диспут на весьма деликат­ ную по нынешним временам тему: «Что такое Жизнь и как она возникла на Земле?» На диспут были приглашены два бывших ученика этой школы, ставшие год назад слушателями духовной семинарии. Со стороны школы материалистическую точку зрения отстаи­ вали пятеро «отличников», которые имели отличные отметки не только по биологии, но и по ряду других предметов. Диспут, рассчитанный на два часа, можно было считать за­ конченным через тридцать минут. «Цвет и гордость школы» были «раздавлены» не столько знаниями, сколько личным отно­ шением к обсуждаемой теме, убежденностью и безупречной логи­ кой будущих священнослужителей. После диспута я спросил одного из проигравших «отлични­ ков»: «Ну, а сам-mo ты как относишься к биохимической гипо­ тезе возникновения жизни и вообще какая из обсуждаемых гипо­ тез тебе ближе — из космоса прилетела (панспермия), Боженька за шесть дней создал или научная биохимическая?» Его реакция была весьма показательной: «А какая мне разница!»7*. Выращивание потребности в новом знании или способе де­ ятельности начинается с создания на уроке ситуации диском­ форта, когда, казалось бы, простой «житейский» вопрос вдруг ™ Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 256 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz