Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 123 деятельности признается мотивационная сфера человека и пре­ жде всего — его потребности. (Не способности, а потребности!) Развитые познавательные потребности, как и потребности в общественных отношениях, являются предпосылками для раз­ вития способностей. В сфере обучения и воспитания категорический императив И. Канта, о котором мы не раз говорили на страницах этой кни­ ги, может быть интерпретирован следующим образом: ученик не может выступать средством для реализации ваших целей по усвоению учебного содержания, пока эта деятельность не обусловлена его потребностью, его внутренним мотивом, его собственной целью. Из истории педагогики «Эта ожесточенная война нисколько не ослабевает тогда, ког­ да начинается книжное учение. Напротив того, книжное учение даёт каждый день новые материалы для педагогических распрей... Учитель не спрашивает об умственных потребностях ре­ бёнка, не старается их пробудить и не заботится об удовлет­ ворении тех потребностей, которые уже пробудились сами собой. Всякая умственная потребность, являющаяся без при­ зыва, встречается как незваная гостья — а известно, что не­ званый гость хуже татарина. Такая нескромная потребность обыкновенно считается таким же капризом, как и всякое дру­ гое желание ребёнка, не входящее в педагогические расчеты вос­ питателя. Учение не отвечает на вопросы ребёнка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребёнок сам понимал его необходимость...»77. * * * Если такое насильственное, основанное на внешних и чаще всего отрицательных мотивах деятельности (страх!) обучение всё же происходит, то оно носит, как правило, формальный ха­ рактер. Так, человек, имеющий отличные отметки по курсу истории, обществознания, может оставаться простым обывателем, так и не став гражданином в полном смысле этого слова. 77 Писарев Д.И. Наша университетская наука: сочинения. В 4 томах. Т. 2. — М., 1956.— С. 127-129.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz