Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 1 1 7 Подростки, имеющие отличные отметки по такому пред­ мету, как анатомия и физиология человека, в драке забивают насмерть своего одноклассника, причём делают это с большим знанием анатомии! Человек, прекрасно знающий Уголовный кодекс, планирует и совершает преступление, ориентируясь на это знание. Выпускник вуза с красным дипломом по экологии, пользуясь служебным положением, «глушит» рыбу в озере и вырубает запо­ ведный лес под собственную дачу... Примеры можно множить до бесконечности, но обратим внимание: противозаконные действия и преступления часто совершают хорошо обученные люди. Почему знание не перерастает в отношение, а из него — в стиль поведения? Потому что воспитание, в отличие от обуче­ ния, процесс более многофакторный. И такие факторы, как сре­ да, близкое и далёкое окружение, примеры успешной самореали­ зации значимых людей — взрослых и сверстников, оказываются здесь куда более убедительными, чем самые благие наставления и пожелания. Нужна нравственная среда, необходимо, как воздух, здоро­ вое окружение — родные и чужие люди, общественное мнение, газеты и телевидение, которые его формируют, необходимо все то, что помимо и вместе с учителем, помимо и вместе с умной и доброй книгой несёт нравственный заряд, убеждает в невозмож­ ности совершать дурные поступки и демонстрирует образцы достойного поведения. Только где же в сегодняшней России взять такую среду!? Но у нас остаётся школа, остаётся урок! Когда я разговариваю о подобных вещах со своими учителями- слушателями курсов повышения квалификации, они возмущают­ ся: «А причём здесь оценки по предмету?!Мы своё дело хорошо де­ лаем! А что такие уроды растут, то Выразве не знаете, что они в Интернете смотрят и в какие компьютерные игры играют!» (Помните ту учительницу, которая кричала на всю аудито­ рию: «Я никого не должна воспитывать на уроке! Воспитывают пусть мама с папой и батюшка в церкви. А моя задача — подго­ товить их к экзамену!»)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz