Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ и з А туда он как попала? Кто и когда решил, что для благопо лучного и успешного существования во «взрослом» мире (внешний круг) выпускник должен уметь забрасывать мяч в кольцо ?! Если бы источником цели деятельности этого учителя был сам ребёнок-ученик, то как могли бы звучать цели-векторы? Воз можно, «развитие прыгучести, глазомера, игрового взаимодей ствия (коммуникации), стартовой скорости, воли, характера, интереса, наконец, к занятию спортом...» А теперь зададимся важным вопросом: обязателен ли для до стижения этих целей такое средство, как баскетбольный щит? А другие средства нельзя использовать? Предвижу недовольную реплику: «А разве обучение может быть неразвивающим?» Любое обучение развивает! Чего «огород городить?!» Всё зависит от соотношения цели и средства. В традицион ном обучении цель — планируемые результаты обучения. Раз витие определенных личностных качеств ученика всего лишь сопутствующие (непланируемые, неоцениваемые) результаты. При таком обучении ученик, как ни дико это прозвучит, вы ступает в качестве средства для осуществления целей школы, учителя! (Где ты, И. Кант, со своим категорическим императи вом?!) В развивающем — всё наоборот: цель педагогической дея тельности и центр приложения сил всего педагогического кол лектива — сам ученик, развитие его личностного потенциала, потребностно-мотивационной сферы, способностей, ценност ных отношений и предупреждение тупиков этого развития. А учебный предмет —только дидактическое средство для до стижения этой цели, и как любое средство может варьироваться, вплоть до полного его исчезновения, будь то баскетбольный щит или целый школьный предмет при введении интегративного курса! Если целью педагогической деятельности как её системо образующего компонента станет не усвоение учебного содер жания, а развитие сущностных сил ученика средствами этого учебного содержания — это приведёт к повышению качества метапредметных и личностных результатов школьного обра зования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz