Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ и з А туда он как попала? Кто и когда решил, что для благопо­ лучного и успешного существования во «взрослом» мире (внешний круг) выпускник должен уметь забрасывать мяч в кольцо ?! Если бы источником цели деятельности этого учителя был сам ребёнок-ученик, то как могли бы звучать цели-векторы? Воз­ можно, «развитие прыгучести, глазомера, игрового взаимодей­ ствия (коммуникации), стартовой скорости, воли, характера, интереса, наконец, к занятию спортом...» А теперь зададимся важным вопросом: обязателен ли для до­ стижения этих целей такое средство, как баскетбольный щит? А другие средства нельзя использовать? Предвижу недовольную реплику: «А разве обучение может быть неразвивающим?» Любое обучение развивает! Чего «огород городить?!» Всё зависит от соотношения цели и средства. В традицион­ ном обучении цель — планируемые результаты обучения. Раз­ витие определенных личностных качеств ученика всего лишь сопутствующие (непланируемые, неоцениваемые) результаты. При таком обучении ученик, как ни дико это прозвучит, вы­ ступает в качестве средства для осуществления целей школы, учителя! (Где ты, И. Кант, со своим категорическим императи­ вом?!) В развивающем — всё наоборот: цель педагогической дея­ тельности и центр приложения сил всего педагогического кол­ лектива — сам ученик, развитие его личностного потенциала, потребностно-мотивационной сферы, способностей, ценност­ ных отношений и предупреждение тупиков этого развития. А учебный предмет —только дидактическое средство для до­ стижения этой цели, и как любое средство может варьироваться, вплоть до полного его исчезновения, будь то баскетбольный щит или целый школьный предмет при введении интегративного курса! Если целью педагогической деятельности как её системо­ образующего компонента станет не усвоение учебного содер­ жания, а развитие сущностных сил ученика средствами этого учебного содержания — это приведёт к повышению качества метапредметных и личностных результатов школьного обра­ зования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz