Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
112 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС Что мы выбираем? Познавательные цели связаны с планируемыми результатами обучения и достаточно легко подвергаются критериальному ана лизу и квалиметрическим измерениям. А вот цели развития и воспитания чаще всего пролонгирова ны за рамки конкретной учебной темы (а иногда даже и за рамки школьного обучения), и для их измерения и оценки нужны сов сем иные контрольно-измерительные инструменты. Они по определению не могут быть конечным результатом школьного обучения. Некоторое исключение в этом вопросе представляет начальная школа, но для основной и старшей сту пени обучения это так называемые цели-векторы: указывая на правление деятельности, они не «обещают» точного и быстрого результата. Действие этих целей, точнее деятельность педагога в направ лении этих целей, можно увидеть и оценить, анализируя не ре зультаты обучения, а его содержательный и технологический компоненты: с чем идёт на урок учитель и как организует про цесс обучения. Итак, развивающие и познавательные цели... «Но вроде бы и так всегда по ним работаем, и воспитательные не забываем. А как же триединая цель — помним-помним! В чём, собственно, проблема?» В приоритетах. В том, что работаем-то мы, ориентируясь в основном на познавательные цели, а развивающие чаще всего просто декларируем. Эмпирический срез Учитель физкультуры пишет докладную директору школы: «Я не могу проводить уроки физкультуры, потому что в зале от сутствует баскетбольный щит». Посмотрим на этот случай в контексте нашего разговора о педагогическом целеполагании. Учитель говорит, что не может достичь планируемых результатов обучения (баскетбольные уме ния), потому что отсутствует необходимое средство обучения. А откуда он взял эту цель ? Из учебной программы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz