Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 111 Откуда же берутся цели педагогической деятельности? Очевидно, множество целей педагогической деятельности, о которых мы говорили выше, определяются изменениями в соци- ально-образовательной ситуации и, чего греха таить, но иногда и конъектурными интересами отдельных лиц и групп влияния. Объективно же источников таких целей существует всего два. Первый — это окружающий мир, существующий по своим нормам-законам (точнее, не весь мир, а только освоенная чело­ веком его часть). Второй — сам ребёнок-ученик. Учителя биологии, физики, химии, географии, астрономии ставят своей целью ввести ученика в этот окружающий мир жи­ вой и неживой природы, добиваются того, чтобы он знал законы и умел жить в ладу с природой (в том числе и своей собствен­ ной), а иначе — пропадёт! Учителя истории, литературы, языка (родного и иностранно­ го) этики и психологии выводят учеников в мир людей, добива­ ясь усвоения норм — законов существования и развития челове­ ческого сообщества. Что же получается: у каждого из нас, учителей-предметников, «свой» мир, свои цели?! И хотя все программные документы о школе полны восхити­ тельными сентенциями о необходимости формирования в созна­ нии учеников единой целостной картине мира и о ценностном от­ ношении к нему, выпускник средней школы оказывается намного дальше от этого, чем пятилетний «дошкольный» ребёнок или на­ божная бабушка, которая каждый день читает Библию. Наш выпускник при таком обучении получает не только фрагментарное, но и искажённое представление о том мире, в который он выходит из школы. Точнее, искажённое представле­ ние о том, что его там ожидает. Нет, конечно, по-житейски он это всё представляет, но получается, что в школе его готовят к жизни в каком-то другом мире. Не потому ли школьные отличники не часто становятся «от­ личниками» по жизни? А теперь давайте вспомним о втором источнике педагоги­ ческих целей — это потенциал личностного развития ребёнка, та «программа», с которой он появляется на свет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz