Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 111 Откуда же берутся цели педагогической деятельности? Очевидно, множество целей педагогической деятельности, о которых мы говорили выше, определяются изменениями в соци- ально-образовательной ситуации и, чего греха таить, но иногда и конъектурными интересами отдельных лиц и групп влияния. Объективно же источников таких целей существует всего два. Первый — это окружающий мир, существующий по своим нормам-законам (точнее, не весь мир, а только освоенная чело веком его часть). Второй — сам ребёнок-ученик. Учителя биологии, физики, химии, географии, астрономии ставят своей целью ввести ученика в этот окружающий мир жи вой и неживой природы, добиваются того, чтобы он знал законы и умел жить в ладу с природой (в том числе и своей собствен ной), а иначе — пропадёт! Учителя истории, литературы, языка (родного и иностранно го) этики и психологии выводят учеников в мир людей, добива ясь усвоения норм — законов существования и развития челове ческого сообщества. Что же получается: у каждого из нас, учителей-предметников, «свой» мир, свои цели?! И хотя все программные документы о школе полны восхити тельными сентенциями о необходимости формирования в созна нии учеников единой целостной картине мира и о ценностном от ношении к нему, выпускник средней школы оказывается намного дальше от этого, чем пятилетний «дошкольный» ребёнок или на божная бабушка, которая каждый день читает Библию. Наш выпускник при таком обучении получает не только фрагментарное, но и искажённое представление о том мире, в который он выходит из школы. Точнее, искажённое представле ние о том, что его там ожидает. Нет, конечно, по-житейски он это всё представляет, но получается, что в школе его готовят к жизни в каком-то другом мире. Не потому ли школьные отличники не часто становятся «от личниками» по жизни? А теперь давайте вспомним о втором источнике педагоги ческих целей — это потенциал личностного развития ребёнка, та «программа», с которой он появляется на свет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz