Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

110 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС исследования, постановка цели исследования, определение его предмета и объекта, выдвижение гипотезы, планирование экспе­ римента для проверки гипотезы (а не потому что по программе лабораторная работа идёт!), грамотное проведение эксперимен­ та, проверка гипотезы, формулировка выводов... И даже можно предусмотреть ситуацию, когда у кого-то из учеников этот эксперимент не получится: «А знаете, ребята, в науке сплошь и рядом встречаются си­ туации, когда эксперимент не подтверждает гипотезу. Это бы­ вает в трёх случаях. Первый: гипотеза выдвинута ошибочная. Это наш случай? Нет, у всех же получилось, а у Петрова одного не получилось. Значит гипотеза верная, а Петров где-то ошибся. Хорошо, теперь давайте рассмотрим ещё две причины, по ко­ торым эксперимент не подтверждает гипотезу...» Урок, построенный таким образом, становится личностно зна­ чимым для ученика, который вот таким «незатейливым» спосо­ бом превращается в субъекта учебной деятельности, а не в объект управления со стороны учителя. «Как Вы яхту назовете...» Подавляющее большинство людей, добившихся успеха в жизни, не помнят и десятой доли того, что они учили в школе. Зачем учить про «квантовые числа», «строение молекулы бензо­ ла» и «электромагнитную индукцию»? Как зачем?! Для общего развития? Развития чего: потребностей (каких?), способностей (ка­ ких?), склонностей, мотивов, воли, характера... Что мы разви­ ваем, обучая? А многие ли учителя действительно ставят для себя такие цели, конструируют содержание под них, знают приемы отсле­ живания динамики изменения когнитивного и аффективного развития своего ученика?! Не будем лукавить, коллеги: цели нашей деятельности ориен­ тированы чаще всего не на раскрытие личностного потенциала ученика, его самоопределение, самоактуализацию и уж тем более не на его воспитание (увы!), а на планируемые результаты обуче­ ния, а именно усвоение учебного содержания. Проверка же при­ дет, что проверять будут? Вот то-то и оно!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz